Своя Компания, Бизнес журнал Краснодара

Своя Компания, Бизнес журнал КраснодараСвоя Компания | Бизнес журнал Краснодара. Большинство (70%) руководителей российских компаний ожидают роста выручки в 2018 году на 6-15%. Они планируют расширять географическое присутствие и набирать новых сотрудников. Основные препятствиями на пути роста бизнеса ужесточение конкуренции и геополитическая нестабильность. Такие результаты были получены в ходе исследования компании EY «Барометр роста 2017. По прогнозам Всемирного банка, рост мирового ВВП в будущем году составит 2,7%. Однако средний бизнес в России оценивает свои перспективы гораздо выше: 28% респондентов отметили, что по их оценкам рост выручки будет впечатляющим (11-15%), а 42% ожидают стабильного роста на уровне 6-10%. Более сдержанные прогнозы делают 17% респондентов, они планируют увеличение выручки в пределах 5%. Зарубежные респонденты хотя и придерживаются более консервативных оценок по сравнению с российскими, также дают позитивный прогноз: 34% респондентов ожидают роста выручки на уровне 6-10. Александр Ивлев, управляющий партнер EY по России.

С первыми признаками восстановления экономической активности российский средний бизнес начал строить планы по расширению географического присутствия. Выход на новые рынки и диверсификация деятельности за счет приобретения новых активов сегодня стали основными стратегическими приоритетами развития для 30% и 26% респондентов соответственно. Это отличает российский бизнес от зарубежных игроков, для которых освоение новых рынков является менее важной задачей (24% опрошенных), а диверсификация деятельности за счет покупки активов занимает четвертое место в списке приоритетов. Как и компании в других странах, российские респонденты называют ужесточение конкуренции (21%) и геополитическую нестабильность (17%) двумя основными препятствиями на пути роста бизнеса. Примечательно, что риски, связанные с геополитической нестабильностью, отошли на второй план. Это свидетельствует о динамичном развитии и устойчивости сегмента среднего бизнеса в России, все внимание которого сосредоточено на повышении своей конкурентоспособности, а не на обстоятельствах вне зоны его контроля. Бизнесу в первую очередь нужны специалисты узкого профиля.

Риски, связанные с повышением процентных ставок, вызывают особую озабоченность у бизнеса в России, занимая третье место в списке основных угроз (12% респондентов в России против 8% в остальных странах). Это обусловлено нехваткой внешнего финансирования, возникшей в результате сложностей, с которыми столкнулись участники банковской системы страны. Помимо этого, затруднен доступ к зарубежному финансированию после введения в 2014 году рядом стран ограничений в отношении России. Еще одним последствием введенных ограничений стал дефицит свободных средств – самая большая внутренняя проблема бизнеса для 20% российских участников опроса (что на 5% выше аналогичного показателя в других странах мира). Концентрация внимания на финансовых результатах деятельности также свидетельствует о том, что российские компании испытывают денежные трудности.

По словам 29% российских респондентов (против 22% в мире), повышение рентабельности является самым важным показателем успеха. Более того, российские респонденты считают, что для роста бизнеса и производительности основное внимание следует уделять оптимизации цепочки поставок и эффективности операционной деятельности с учетом важности сокращения издержек. Российские топ-менеджеры отводят привлечению квалифицированных специалистов лишь третье место. Главным драйвером инноваций 33% российских компаний считает высокую рентабельность. По мнению 20% российских респондентов, основными механизмами инновационного развития компании являются повышение объема инвестиций в НИОКР и поиск оптимального соотношения между затратами и результатами.

Такой подход принципиально отличает российский бизнес от зарубежных игроков, которые считают, что им в первую очередь необходимы креативные сотрудники. Российский средний бизнес планирует активно набирать новых сотрудников, что согласуется с его амбициозными задачами роста. Лишь 6% собираются оставить численность персонала без изменений (против 32% в остальных странах), а почти треть (31%) намереваются увеличить количество штатных работников. При этом российские компании согласны предложить новым сотрудникам гибкие условия труда. В частности, 31% компаний хотят увеличить в ближайшие 12 месяцев количество работающих по контракту/фрилансеров, а 25% – расширить штат за счет сотрудников, занятых неполный рабочий день. Что касается основных требований к кадрам, то во всех странах, в том числе и в России, наблюдается примерно одинаковая картина: бизнесу в первую очередь нужны специалисты узкого профиля.

Интересно, что в отличие от зарубежных коллег руководители российских компаний отводят привлечению квалифицированных специалистов лишь третье место (после оптимизации цепочки поставок, повышения эффективности операционной деятельности и внедрения новых технологий) в списке факторов успеха своего бизнеса. В исследовании приняли участие 2340 респондентов – представителей высшего руководства компаний с годовой выручкой в размере от 1 млн до 3 млрд долларов США из 30 стран. 60% респондентов составили генеральные директора, учредители и управляющие директора.

Leave a Reply