Соичиро Хонда — Компания Хонда

10.10.2016

Соичиро Хонда - Компания ХондаКомпания Хонда, одна из крупнейших японских корпораций, выросла буквально из поршневого кольца. Она же рассмотрела потенциал рынка мотоциклов тогда, когда это был недоразвитый придаток автопрома, и стала непререкаемым авторитетом в этом направлении. Компания была единственной, кто показывал рост в период нефтяного кризиса 1974 г. Автомобили компании четырежды признавались самыми продаваемыми в мире. Количество инноваций и усовершенствований, внедренных в автомобильное производство этой корпорацией, не поддается учету. Honda Motor является корпорацией, принципы которой были полностью определены одним человеком – ее основателем — Соичиро Хонда. Соичиро Хонда – все начинается в детстве. Многие называют Соичиро первенцем – это не совсем правда.

В семье деревенского кузнеца, он родился шестым ребенком по счету, в 1906 году. Первые пятеро умерли в младенческом возрасте. А Соичиро, очевидно благодаря врожденному упорству, выжил. И непросто выжил, а наворотил, впоследствии, немалых дел, надежно закрепив свою фамилию в истории мирового бизнеса. Кстати, не очень далеко от семьи Хонда, в провинции Хамаматсу, жила семья Морита, один из членов которой, Акио, стал основателем не менее известной корпорации Sony. Только семья Морита была значительно богаче, чем Хонда. Джихеи Хонда, отец Соичиро, держал небольшую лавочку по ремонту велосипедов, в которой будущий автопроизводитель приобрел первые конструкторские навыки. В данном случае получилось очень удачное совпадение вынужденной работы с интересами мальчугана – механизмы привлекали его с детства. По слухам, когда малыш Соичиро прогуливаясь с дедом, проходил мимо мельницы, которая работала от двигателя внутреннего сгорания – он просто потерял покой.

Данное чудо техники сразу же нашло место в сердце мальчика. В школе у Соичиро Хонда была кличка «Черноносый» или «Черноносая Ласка» — благодаря работе в кузнице – он постоянно был испачкан углем. «Ласка», очевидно, намекала на природную неспособность 15 минут спокойно высидеть на одном месте. Можно сказать, что Соичиро был типичным сорванцом, вроде Тома Сойера, которого учеба в школе совершенно не радовала. При первой же возможности он мчался домой и самозабвенно ковырялся в велосипедах. Именно в эти годы Хонда увидел то, что окончательно определило его жизненный путь – автомобиль, классический Ford-T. Впечатления были посильнее, чем от мельницы.

Тогда у него впервые возникла мысль построить автомобиль самому. О том, что Соичиро Хонда, с детства был готов на серьезные шаги ради собственной мечты, говорит такой эпизод. В 1917 г. он взял дневную выручку мастерской, клиентский велосипед и умчал на авиашоу за двадцать километров, где американский ас показывал фигуры высшего пилотажа. Денег на билет, однако, не хватило, и за шоу Соичиро наблюдал с ближайшего дерева. Отдадим должное отцу – Джихеи не только не навалял сорванцу за деньги и велосипед, взятые без спросу, но и похвалил за решительность и находчивость. Такое воспитание не могло не принести плоды! Соичиро Хонда – гоночный опыт.

Глава одной из самых успешных корпораций в мире окончил только 8 классов школы! В 1922 году Соичиро Хонда поехал в Токио, где устроился на работу в одну из первых Станций Технического Обслуживания Art Shokai, которая обслуживала и продавала автомобили Daimler. Здесь упорство Соичиро еще раз было всерьез испытано – жаждавший технических открытий юноша был назначен нянькой для малыша хозяина. Подобный поворот судьбы не порадовал Хонду ни капли. Карьера няньки могла бы прицепиться надолго, если бы не памятное в Японии землетрясение 1923 года. Ужасное по своим последствиям (140 тыс. погибших) землетрясение изменило жизнь многих. Большинство механиков из мастерской, в которой работал Соичиро, уехали восстанавливать свои дома, в результате чего возникла острая нехватка рабочей силы.

Как результат – обязанности няньки с Хонды были сняты, и он приблизился к своей мечте – стал механиком. Особенно Соичиро радовал тот факт, что в свободное время он имел неограниченный доступ к оборудованию мастерской, что позволило ему начать конструировать собственный гоночный автомобиль. Сильно помогло в этом то, что хозяин мастерской Шиничи Сахибакара был большим фанатом гоночной индустрии. Первая машина ручной сборки Соичиро Хонда была создана на базе авиационного мотора и уже тогда имела ряд деталей и узлов собственной конструкции Хонды. Машина получилась настолько удачной, что в 1925 г. Шиничи Сахибакара выиграл на ней гонку. Соичиро был его механиком. Главным достоинством конструкции было то, что автомобиль Хонды не был взрывоопасным. А это была большая беда в то время – гоночные двигатели часто взрывались при перегреве.

В этот же период Соичиро получил свой первый патент – на металлические спицы, который принес ему неплохие доходы. Через некоторое время, заручившись поддержкой бывшего работодателя, Соичиро Хонда открыл собственную мастерскую с таким же названием в родной провинции Хамаматсу. Репутация Art Shokai была великолепна, работа Соичиро не менее хороша, поэтому, вскоре, «филиал» перерос мастерскую Шиничи Сахибакара. Стабильное финансовое положение позволило Хонде продолжить конструкторские изыскания и работу над новым гоночным автомобилем. Этот образец был создан на комплектующих марки Ford, и также содержал множество собственных конструкторских решений Хонды. В работе Соичиро помогал младший брат Бенджиро.

Таким составом: водитель – Соичиро, механик – Бенджиро, братья участвовали во всех возможных гонках. Их автомобиль развивал скорость до 120 км/час, что было рекордом в то время. В 1936 г. на «Всеяпонском скоростном ралли» произошла авария, в результате которой Соичиро на несколько месяцев попал в больницу. Хорошенечко подумав, за время лечения, Хонда решил, что карьеру гонщика пора закрывать и сосредоточился на механике автомобилей.

Соичиро Хонда – процесс пошел! Во время Второй Мировой Войны Соичиро Хонда решил выступить поставщиком для компаний, имеющих крупный госзаказ. После некоторых раздумий, он пришел к выводу, что оптимальным вариантом будет поставка поршневых колец. Под это дело было организована компания Tokai Seiki Heavy Industry. Первоначально, дело не заладилось – кольца получались ломкими и непригодными к использованию. Опытные производители делиться секретом сплавов не торопились, поэтому 32-х летний Хонда пошел учиться в Технологический Институт родного города Хамаматсу. Полученные теоретические сведения тут же проверялись в мастерской. В результате, разработанные сплавы, позволили Соичиро изготовлять кольца, удовлетворявшие всем стандартам. Продукция новичка так понравилась Кииширо Тойоде, что он не только заключил с Хондой договор на поставку, но и изрядно профинансировал его компанию.

Tokai Seiki Heavy Industry поставляла поршневые кольца для Toyota и авиационной компании Nakajima до самого конца войны. Помимо этого, Соичиро получил благодарность от правительства за производство деревянных авиационных пропеллеров. Несмотря на серьезный успех, в 1945 г. Хонда решил на некоторое время отойти от дел, продав мастерскую своему заказчику — компании Toyota. Безделье продлилось недолго – в сентябре 1946 года Хонда сделал то, что стало началом мощного рывка мотоциклетной техники. А именно: приладил маленький моторчик к велосипеду, сделав незамысловатый ременный привод на заднее колесо. Получилось простое, удобное, а главное дешевое транспортное средство, идеально подходящее для страны, испытавшей серьезное военное поражение и лежащей в руинах.

Уже в октябре основана новая компания Honda Technical Research Institute, производившая маломощные двухколесные системы, которые мы бы назвали мопедами. Надежно закрепившись на рынке, Хонда решил, что пора заняться чем-то помощнее — и переключился на мотоциклы. В сентябре 1948 года была официально основана легендарная Honda Motor. Соичиро, в основном, занимался конструкторскими разработками, в то время, как управляющим стал Такео Фуджисава, . Первым «серьезным» мотоциклом компании стала модель с говорящим названием Dream – Мечта. Модель была достаточно успешной и пережила несколько модификаций. Уже в 1954 году мотоциклы компании поставлялись на рынки США, а в 1959 г. Honda Motor стала крупнейшим производителем мотоциклов в мире. От момента выпуска первой модели до мирового лидерства прошло 10 лет! В 1968 году компания выпустила юбилейный миллионный мотоцикл. А в 90-х ежегодно производилось не менее трех миллионов единиц!

К слову, Соичиро Хонда стал первым японцем, попавшим в Зал Славы американского автопрома. В 1974 году Хонда, под занавес своей работы в корпорации, совершил оригинальный ход – во время нефтяного кризиса, когда все снижали интенсивность производства и повышали цены, он сделал ровно наоборот – нарастил объемы производства и снизил цены. В результате такого маневра продажи компании выросли почти в два раза! Отец-основатель полностью отстранился от руководства компании в том же 1974 году, в возрасте 68 лет, что нехарактерно для Японии (слишком рано). Это не значит, что его перестала интересовать судьба своего детища, наоборот – он не хотел препятствовать развитию новых идей и закрывать дорогу молодым специалистам. В результате, компания до сих пор является одной из самых динамичных автомобильных корпораций.

Honda Motor одной из первых автомобильных компаний озадачилась чистотой выхлопных газов и разработала технологию снижения вреда от выбросов. Хонда до последних дней вел активный образ жизни, даже сам пилотировал самолет (в 77 лет!). Умер Соичиро Хонда в 1991 году, навсегда оставшись в истории автомобильной техники как « мира мотоциклов». Соичиро Хонда – характер. Доминирующая черта, которую отмечали все – упорство. Как мы уже знаем, проявилась еще в раннем детстве, когда он оказался крепче пятерых своих предшественников. И далее он никогда не имел привычки отступать от задуманного. Тяга к механике не угасла за время работы нянькой. Мечта о собственном автомобиле не исчезла после получения неплохих доходов от продажи патентов на спицы или от производства поршневых колец. Собственно история с самостоятельной разработкой подходящих сплавов говорит о многом.

Чтобы наладить эту технологию он не только потратил все деньги, полученные от патента, но и продал украшения жены. Когда он решил выпускать собственные мопеды, многие знакомые посчитали этот шаг безумием – ведь у него было налаженное производство и крупный заказчик. В родной провинции Соичиро Хонда считался достаточно богатым человеком, и соседям казалось странным рисковать такими успехами ради сомнительных идей. Хонда не очень одобрительно отзывался о таких людях, которые «не видят дальше своего носа», и сам он таковым, конечно, не являлся. Каждая неудача на пути к цели воспринималась им как ступень, позволяющая сделать шаг выше. Анализируя собственные ошибки, он находил оптимальные решения. При этом, в отличии от того же Форда, Соичиро Хонда не был маниакальным трудоголиком. Ничего человеческое не было ему чуждо. Многоговорящий случай: однажды Соичиро, будучи не совсем трезв, свалился с моста на автомобиле с двумя гейшами на борту.

Наш человек. К тому же, в молодости частенько закладывал за воротник. Был завсегдатаем в ресторане своих сестер (который они открыли фактически на его деньги). Хонда никогда не подстраивался под собеседника и вел себя так, как есть, не пытаясь показаться лучше, умнее, и даже воспитаннее. Из-за этого случались и проблемы – в 1952 г. ему отказались выдать кредит. Банк назвал Соичиро Хонду и Такео Фуджисаву – «шутами гороховыми, не заслуживающими доверия».

Еще одной изюминкой характера было то, что отчитав кого-либо за некачественную работу, Хонда вполне мог подкрепить внушение брошенным в нерадивого работника гаечным ключом. Итак, человечность и простота – еще одни качества, весьма развитые в Соичиро Хонде. Если упорство позволило ему создать компанию, то последние качества позволили сделать ее успешной. Благодаря им, Хонда всегда ориентировал свою продукцию на потребителя, исходя из его потребностей. Многие технические новинки были забракованы со словами: «Да вы что!? Как можно этим пользоваться??» Он всегда учитывал тот факт, что покупатель его техники будет пользоваться ею длительное время, поэтому и рассчитывал все таким образом, чтобы потребитель остался доволен. И он оставался доволен. И остается до сих пор. © BiZataka. ru Автор: Пушкарский Александр специально для

Leave a Reply