Северо-Европейский газопровод – неоднозначный, но необходимый

Северо-Европейский газопровод – неоднозначный, но необходимыйСеверо-Европейский газопровод – неоднозначный, но необходимый. Стратегический по своему значению для России, беспрецедентный по техническим параметрам и жизненно важный для энергоснабжения стран Западной Европы, проект строительства СЕГ осуществляется в сжатые сроки и при неоднозначном к нему отношении со стороны некоторых стран Балтийского моря. Сегодня в Петербурге председатель комитета Государственной думы по экологии, координатор партии «Единая Россия» по вопросам экологии Владимир Грачев проводит координационное совещание, связанное с решением экологических проблем при реализации проекта строительства сухопутного и морского (Nord Stream) участков Северо-Европейского газопровода (СЕГ. Как сообщили корреспонденту «47News» в пресс-службе партии «Единая Россия», координационное совещание по экологическим проблемам в ходе реализации крупного международного проекта на Балтике проводится в контексте обеспечения нормативно-правового, информационного и международного сопровождения этапов строительства СЕГ. В совещании принимают участие представители правительства Ленинградской области, ОАО «Газпром», компании-оператора Nord Stream AG, компаний-исполнителей проекта, представители федеральных и региональных природоохранных контрольных органов. Главная цель мероприятия, по мнению Грачева – собрать представителей организаций, участвующих и заинтересованных в проекте, выслушать мнения, выявить проблемные экологические и организационные вопросы и наметить пути их решения, в первую очередь, при поддержке соответствующих государственных органов. Прокладка в жестко ограниченные сроки сухопутного и морского участков СЕГ, в том числе по территориям Вологодской, Ленинградской областей и по дну Балтийского моря сопряжена с определенными экологическими рисками.

Так, прокладка сухопутного участка СЕГ потребует весьма затратного и экологически выверенного решения при организации переходов рек Шексны (Вологодская обл.), Волхова, Невы и Сайменского канала (Ленобласть). Для подготовки трассы на территории Ленинградской области предстоит очистить от леса и рекультивировать полосу протяженностью около 500 км и шириной 45 – 50 метров. Основные компоненты экологического риска связаны также с отчуждением сельскохозяйственных угодий и нарушением почвенного покрова. На территории Ленобласти трасса газопровода должна будет пересечь 40 автодорог, 17 железнодорожных путей и на отрезке в 100 км уложена в скальном грунте. По морскому участку проекта Nord Stream, основная часть которого проходит по исключительным экономическим зонам государств Балтийского моря, необходимо соблюдение норм международного морского и экологического права. В соответствии с этими нормами в настоящее время начинается подготовка к проведению международной оценки воздействия проекта на компоненты окружающей среды Балтийского моря в рамках Конвенции ЕЭК ООН «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (Конвенции Эспоо. Во время предстоящего обсуждения странами Балтики материалов оценки воздействия проекта Nord Stream на окружающую среду Балтийского моря поддержка проекта со стороны российских органов и, особенно, его парламентская поддержка на международном уровне будут крайне актуальны. Ожидается, что в самое ближайшее время к Ленобласти будет обращено еще более пристальное международное внимание в связи с реализацией проекта СЕГ. А также с учетом функционирования в регионе крупной транспортно-технологической инфраструктуры (морской, железнодорожной, портовой, трубопроводной, автомобильной, энергетической и телекоммуникационной) для обеспечения регулярной поставки углеводородов в страны Западной Европы.

Развертывание на территории Ленинградской области такой масштабной работы потребует нестандартных подходов, инновационных решений по обеспечению экологической и промышленной безопасности. Понадобится придать больше эффективности в работе контролирующих организаций, динамики в информационном сопровождении и международной поддержке. Условия работы по такому неординарному проекту как СЕГ, возможно, заставят оперативно совершенствовать действующее природоохранное законодательство. Для уменьшения экологических рисков по морскому участку СЕГ необходимо провести углубленное изучение вопросов, связанных с захоронением химического оружия в районах намеченной подводной трассы газопровода, обратив особое внимание на те виды боеприпасов, которые до сих пор не утратили своей высокой токсичности и опасности для окружающей природной среды. Не менее актуальным для участников проекта СЕГ становится создание института независимой международной экспертизы и мониторинга под эгидой ООН, и ссылка в необходимых случаях на заключения такой авторитетной организации.

Данная инициатива включена в план совместных мероприятий ОАО «Газпром» и комитета Государственной думы по экологии, утвержденный в июне 2006 года.

Leave a Reply