Россия и экономическая політика европейского союза «Северное измерение»

Россия и экономическая політика европейского союза «Северное измерение»«Россия и экономическая політика европейского союза «Северное измерение. «РОССИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА «СЕВЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. Специальность 08.00.14 – «Мировая экономика. диссертации на соискание ученой степени кандидата. Москва – 2006 год. Работа выполнена на кафедре международной и внешней торговли РФ Всероссийской академии внешней торговли. Научный руководитель: доктор экономических наук. Официальные оппоненты: доктор экономических наук. кандидат экономических наук. Ведущая организация: Экономический факультет Московского Государственного Университета им. Защита состоится «21» декабря 2006 г. на заседании Диссертационного совета Д 227.002.01 во Всероссийской Академии Внешней Торговли по адресу: ул. Пудовкина 4А, зал заседаний Ученого Совета. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийской Академии Внешней Торговли.

диссертационного совета Д 227.002.01. кандидат экономических наук, доцент. Общая характеристика работы. Актуальность исследования . Современный этап экономической интеграции в рамках Евросоюза и его расширение весьма специфичен. Сегодня трудно определить возможные векторы дальнейшего развития. На сегодняшний день существует ряд приоритетов в экономической политике ЕС, которые могли бы стать катализаторами расширения и углубления интеграции.

Среди инструментов экономического роста в ЕС все чаще отдается приоритет региональной политике, которая нацелена на подтягивание отсталых регионов до уровня средних и их устойчивое развитие. В рамках региональной политики Европейского Союза следует особо выделить политику «Северное измерение» (СИ). Инициированная Финляндией, эта политика направлена на развитие приграничного сотрудничества стран Северной Европы и Балтии, в первую очередь, с Российской Федерацией. Вот почему изучение участия России в «Северном измерении», особенно механизмов, которые позволили бы ей на равных взаимодействовать с партнерами из стран ЕС, (на них приходится более половины внешнеторгового оборота РФ) определяет актуальность данной работы, равно как является актуальным и определение возможных направлений, форм и степени интеграции России в экономику Европы. Экономические связи России и ЕС — катализатор преобразований в России, активно воздействующий на формирование в стране инновационных структур и механизмов, привлечение инвестиций, создание современных производств, в том числе с использованием механизмов производственной кооперации и специализации. Более активное участие России в программах «Северного измерения» ЕС может способствовать притоку иностранных инвестиций и технологий в промышленность и инфраструктуру северо-западных и других регионов России. Цель исследования — на основании системного анализа определить подходы к формированию концепции эффективного экономического сотрудничества России и Европейского Союза в рамках политики ЕС «Северное измерение». Для достижения этой цели в диссертации были поставлены и решаются следующие основные задачи: — выявить механизмы и приоритеты формирования политики европейского регионализма как части интеграционного процесса в современной Европе. — определить основные этапы и цели формирования политики ЕС «Северное измерение», показать роль этой политики в общей экономической политике Евросоюза.

— раскрыть основные предпосылки и направления развития экономических связей России со странами «Северного измерения» в контексте особенностей интеграционного процесса с Европой и глобализации мирового хозяйства. — выявить основные приоритеты и проблемы экономического сотрудничества России и ЕС в рамках политики «Северное измерение», показать степень влияния этого сотрудничества на реформирование некоторых отраслей экономики России. в первую очередь в Северо-западном Федеральном Округе. — показать масштабы и проблемы реализации основных программ сотрудничества России и ЕС в рамках «Северного измерения. — подготовить конкретные предложения о возможных направлениях участия России в Общем Европейском Экономическом Пространстве (ОЕЭП), включая практические рекомендации по развитию сотрудничества в высокотехнологичных отраслях Северо-запада России.

Объектом исследования является экономическая составляющая политики Евросоюза «Северное измерение», как часть региональной политики ЕС, в ее взаимодействии с другими направлениями экономической политики Евросоюза. Предметом исследования является совокупность отношений и их последствий, возникающих в ходе экономического сотрудничества России и ЕС в рамках «Северного измерения. Теоретическая и методологическая основа исследования опирается на новейшие положения современной теории международного разделения труда, конкурентоспособности стран и предприятий, применительно к европейскому региону, на имеющиеся исследования внешнеэкономических связей Российской Федерации со странами ЕС, особенно со странами Северной Европы, на критический анализ монографий, диссертаций и статей авторитетных отечественных и зарубежных ученых и специалистов по указанным вопросам. В качестве методологических инструментов работы использовались системный подход, исторический, причинно-следственный, статистический и сравнительный анализы теоретических и фактологических материалов.

Выводы автора опираются, также на анализ законодательных и нормативных документов, в том числе: законы РФ, указы президента РФ, постановления правительства РФ, нормативно-правовые акты других государственных органов власти, международные соглашения Российской Федерации, документы и материалы Европейского Сообщества, зарубежных государств и международных организаций. Методологической основой исследования является диалектический метод познания. Степень разработанности проблемы. Среди современных ученных, исследовавших экономику ЕС, стран Северной Европы экономические связи Россия — ЕС, в т. ч. в рамках «Северного измерения», следует выделить труды. и др. Использовались также работы известных зарубежных, в первую очередь скандинавских, ученых и специалистов: М. Валя, Б. Линдера, С. Линдера, Х. Ойанен, Б. Олина, М. Портера, К. Пурсиайнена, Р. Руотсоо, Х. Хиуккала, Х. Юлиненпяя, и др. в докторской диссертации «Страны Северной Европы в системе современного мирового хозяйства» одним из первых показал место этих стран в западноевропейской интеграции, отметив их стремление к неблоковому развитию внешнеэкономических связей как результат узкой специализации в системе международного разделения труда. и (Центр Северной Европы Института Европы РАН) провели анализ концепции «Северного измерения», с акцентом на сочетание основных целей и приоритетов «Северного измерения» с потребностями развития Российской Федерации.

Х. Ойанен (Институт Внешней Политики Финляндии) в исследовании «Северного измерения» отразила позицию преимущественно Финляндии и некоторых других стран ЕС. В то же время, недостаточно исследованы такие важные тенденции экономической политики ЕС, как её региональная политика. Не разработаны вопросы приоритетов и эффективности экономического сотрудничества России и ЕС в рамках «Северного измерения», не проанализирована практика реализации его конкретных проектов последних лет. Всё это определило выбор темы настоящей работы, ее цель и задачи. Информационная база исследования. В качестве фактического материала использовались данные международных источников, материалы правительственных органов, статистических ведомств. российских и европейских научно-исследовательских институтов по проблемам экономической интеграции: Института международных экономических и политических исследований РАН, Института Европы РАН, Института мировой экономики и международных отношений РАН, Всероссийской академии внешней торговли, Института экономики РАН, Министерства экономического развития и торговли РФ, Комиссии Европейского Союза, Евростат и др. Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в рамках отдельного научного исследования предпринята попытка комплексной теоретико-прикладной разработки актуальных проблем экономического сотрудничества России и ЕС в рамках «Северного измерения. В результате проведенного исследования в диссертации сформулированы и обоснованы следующие основные положения .

выносимые на защиту. — выявлены особенности развития региональной экономической интеграции в Европе во взаимосвязи с современным международным разделением труда. — классифицированы этапы региональной экономической политики ЕС и ее основные направления, в том числе цели планомерного и комплексного формирования этой политики и, одновременно, причины её слабого регулирования, в т. ч. на основе таких инициатив, как «Северное измерение»; показано влияние пятого расширения ЕС в 2004 г. на ход региональной политики, эволюцию целей и методов реализации «Северного измерения. — обосновано положение о том, что на современном этапе развития Европейского Союза, развитие инновационной экономики должны рассматривается в качестве стратегического ресурса реализации «Северного измерения. — выявлены пути и методы как наднационального, так и государственно-национального регулирования с целью формирования благоприятных условий реализации политики ЕС «Северное измерение», в частности, методы оптимизации приграничного сотрудничества; гармонизации налогообложения в странах-членах; реализации экологических и других программ и проектов «Северного измерения»; приоритеты инновационного экономического роста в рамках «Северного измерения» на базе «Лиссабонской стратегии» 2000 года. — определены основные направления инвестиционной деятельности российских предприятий и их партнеров в рамках «Северного измерения» на базе производственной специализации и кооперации, роль инвестиций из бюджетов всех уровней РФ, прямых иностранных инвестиций. — выявлены технологические, социально-экономические и организационные компоненты сотрудничества предприятий России и ЕС, способствующие оптимизации экономических связей, в первую очередь, северо-западных регионов России и Европы. — предложен механизм повышения эффективности торгово-производственного, технологического и инвестиционного сотрудничества России и ЕС в «Северном измерении» в рамках программ частно-государственного партнерства с использованием механизмов свободных экономических зон. Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретические положения диссертации дополняют и развивают представление о современной региональной экономике и разделении труда и могут быть использованы в учебном процессе при изучении курсов «Мировая экономика», «Региональная экономика», «Международные экономические отношения». Теоретическое и прикладное значение имеют выводы и рекомендации диссертации по вопросам государственного регулирования при формировании благоприятных экономических и организационно — правовых условий развития экономического сотрудничества России и ЕС в рамках «Северного измерения. Практическая значимость работы состоит в том, что её выводы и предложения могут быть использованы в России и странах партнерах по «Северному измерению. — для решения долгосрочных, среднесрочных и текущих задач развития регионов и предприятий Северо-запада России и программ их сотрудничества с регионами и предприятиями стран-партнеров, например в рамках программы «ЕвроРоссия. — при выборе оптимальных путей формирования и реализации региональной инвестиционной политики и бизнес-планов предприятий. — при формировании федеральных и региональных целевых программ и реализации конкретных инвестиционных проектов.

Публикации. По теме диссертации автором опубликованы четыре научных статьи в журналах и бюллетенях общим объемом 1,6 а. л. Основное содержание работы. Во введении дается обоснование темы, ее актуальность, состояние научной разработанности проблемы, формулируются цели и задачи исследования, его теоретико-методологические основы, научная новизна и практическая значимость полученных результатов. В главе 1 « Предпосылки возникновения и современные тенденции политики «Северного измерения» рассматриваются основные причины и тенденции развития региональной экономической интеграции. Причинами развития интеграционных процессов в Западной Европе после Второй мировой войны стали: необходимость восстановления экономики, укрепление государственных и политических институтов, повышение конкурентоспособности западноевропейских стран на мировых рынках. Экономическая интеграция развивалась в Западной Европе разными темпами и имела неодинаковые последствия для ее участников.

Концепция Европейского Экономического Пространства (ЕЭП) была разработана с целью объединения существовавших в 60-70е годы интеграционных группировок, прежде всего Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Концепция ЕЭП создала общую основу для экономического развития, постепенного формирования единой Европы, с акцентом на приоритетные области. Соглашение о ЕЭП предусматривает. — свободное передвижение товаров, лиц, капиталов, введение системы, гарантирующей от искажения конкуренции и равное уважение к этим правилам, а также тесное сотрудничество в других областях, таких как исследования и развитие, окружающая среда, образование и социальная политика. Об успехе реализации ЕЭП говорит не только углубление экономического сотрудничества стран членов ЕЭС, но и то, что в процессе его реализации большинство членов ЕАСТ (Великобритания, Ирландия, Дания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция) вошли в ЕС. Что касается отношений Евросоюза и России, то они обоюдно заинтересованы в создании предпосылок для интеграции России в общее европейское экономическое пространство (ОЕЭП), идеи которого были впервые сформулированы на саммите Россия-ЕС в 2001 г. Предпосылкой для этого является взаимопроникновение экономик стран – партнеров, которое уже достаточно велико. Для ЕС особое значение имеет вопрос обеспечения энергоресурсами, в первую очередь, из источников РФ. Идея создания Общего европейского экономического пространства России и ЕС (ОЕЭП) получила свое выражение в «Концепции Единого Европейского Экономического пространства» одобренной Группой Высокого Уровня (ГВУ) в 2003 году. Исходя из интеграционных критериев ЕС, можно сделать вывод, что ОЕЭП может стать более прочной и глубокой формой взаимодействия, чем Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) или чем, возможно, соглашение о зоне свободной торговли. которая, на наш взгляд, вряд ли может быть создана в ближайшей перспективе. В основе этого вывода лежат факты интеграционного сближения предприятий, таких как объединение российских «Русал» и «Суал» с европейским «Glencore» с общими активами 30 млрд.

долл. Региональная политика является одним из основных приоритетов деятельности ЕС. На пути интеграции европейских стран ЕС стала очевидной проблема неравномерности развития территорий и регионов новых стран-членов. В связи с последним расширением ЕС до 25 членов проблема еще более обострилась, поскольку интеграция дает преимущества, в первую очередь, экономически сильным регионам. Если же рассматривать ЕС в составе 27 членов (25 + Болгария и Румыния), тогда различия в доходах на душу населения между самым обеспеченным (Лондон) и самым отсталым (Северо-восточная Румыния) районами составляет: Лондон 66,7 тыс. долл. или 318% среднего показателя для ЕС, Румыния 4,3 тыс. долл. или всего 20% от среднеевропейского уровня. Для выравнивания этих различий и «подтягивания» отсталых регионов до среднего по ЕС уровня был создан Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), который вместе с Фондом сплочения являются основными финансовыми инструментами осуществления региональной политики. ЕС планирует за гг. потратить на развитие регионального сотрудничества 213 млрд. долл.

Примечательно, что до 10% этих средств будет израсходована на т. н. Инициативы Сообщества, которые, ставят целью развитие не только межрегионального, но и трансграничного экономического сотрудничества, как в регионах ЕС, так и с соседними государствами. Одним из элементов региональной политики в части североевропейских стран стала выдвинутая Финляндией в 1997 г. инициатива «Северного измерения». Уже через год политика «Северного измерения» стала официальной политикой ЕС. Ее значение официально признается для развития внутренних и внешних связей, особенной в отношении России и стран Балтии. География «Северного измерения» простирается от Арктических широт на севере до приморских воеводств Польши и федеральных земель Германии на юге, от Исландии и Гренландии на Западе до российских северо-западных субъектов Федерации. Сюда входят также Прибалтийские государства, государства Скандинавского полуострова, Финляндия, Дания, некоторые области Белоруссии. В 2000 году был принят первый План действий «Северного измерения» на период. который в свою очередь был пролонгирован Вторым планом действий до 2006 г. включительно. В этих планах задачи «Северного измерения» были прописаны довольно четко и, надо отметить, во многом перекликаются с российскими подходами к сотрудничеству в регионе Северной Европы: здесь присутствуют не только экономические, но и экологические проблемы, а также информационные технологии.

энергетика, торговля и инвестиции, здравоохранение и борьба с организованной преступностью. Большое внимание в официальных документах «Северного измерения» уделяется стратегическому сотрудничеству с Россией, в первую очередь, энергетической сфере, а также в решении экологических проблем Северо-запада. Развитие экономического потенциала и людских ресурсов, реформирование способов и методов хозяйствования, завершение административной реформы, привлечение инвестиций, развитие межрегиональной и приграничной торговли и предпринимательства, производственной кооперации и развитие инфраструктуры – вот важнейшие цели «Северного измерения» в отношении Северо-Западных регионов РФ. Тесная интеграция рынков, транспортной, таможенной, информационной логистики, создание современной инфраструктуры – ключевые среднесрочные и долгосрочные цели Северного измерения в сфере экономики. Особое значение ЕС придает развитию отношений новых стран-членов ЕС с Калининградской областью РФ в контексте углубления экономической интеграции. В Главе 2 Механизм и сферы экономического сотрудничества России и ЕС в рамках «Северного измерения» анализируются конкретные механизмы и формы сотрудничества РФ и ЕС в рамках «Северного измерения» на примере наиболее перспективных из них. Базовым нормативно-правовым документом, регулирующим сегодня экономическое сотрудничество России и ЕС, является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) от 1997 г. целью которого объявлено содействие политическому, торговому, экономическому и культурному сотрудничеству между Россией и ЕС. Принципиальная важность СПС состоит в том, что в нем воплотилась общая приверженность ЕС и России целям развития взаимовыгодного партнерства.

Идеи создания перспективной модели отношений с западноевропейскими странами, не входящими в ЕС, нашли отражение не только в концепции ЕЭП, но и легли в основу концепции Общего Европейского Экономического Пространства (ОЕЭП) ЕС – Россия. Политика ЕС состоит в том, чтобы, по возможности, либерализовать экономические отношения с Россией, а также ограничить возможности нелегальных миграций. Логика ОЕЭП состоит в том, что отношения Россия — ЕС рассматриваются как долгосрочная перспектива сотрудничества и увязываются с шагами, направленными на подключение России к европейской и глобальной экономике, прежде всего, через ее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Более того, ОЕЭП предполагает создание стимулов и инструментов для ускорения процесса реформирования и модернизации российской экономики. В рамках ОЕЭП предполагается в перспективе, по возможности, полностью устранить тарифные и нетарифные ограничения и обеспечить условия для эффективного развития рыночной экономики путем устранения препятствий в 4 основных сферах деятельности: трансграничной торговле товарами, услугами, учреждении и деятельности компаний (т. е. капитала) и движении рабочей силы, выраженных в т. н. «дорожных картах. Несмотря на поставленную цель — достигнуть результатов по созданию ОЕЭП к 2007 г. — объективные условия говорят о том, что процесс затянется.

Причина в том, что полноценное «пространство» возможно лишь на базе ЕС и принципах ГАТТ/ВТО, а срок вступления нашей страны в эту организацию пока не определен. Вот почему наш вывод о приоритетности развития интеграции на предпринимательском уровне, с его совершенствованием через унификацию, в первую очередь, мер технической политики и гармонизация некоторых административных мер ЕС и России – в качестве основы ОЕЭП представляется наиболее прагматичным. Во многих странах Европы растет количество совместных проектов государства и частных компаний в рамках механизмов частно-государственного партнерства (ЧГП). Этот механизм взаимодействия показывает себя как эффективный способ решения многих задач, где объединение активов и эффективность менеджмента – важнейший критерий успешности проекта, а также там, где масштабность и социальное значение поставленных задач не позволяют решить их ввиду различного рода институциональных ограничений: административных, бюджетных, технологических и т. п. ЧГП актуально не только для решения задач внутри страны, всё чаще встречаются партнерства компаний и государственных органов на межстрановом уровне. ЧГП доказали свою эффективность в странах ЕС. В России такое партнерство становится одним из наиболее эффективных способов решения задач в рамах политики «Северного измерения». Успешным примером воплощения в жизнь масштабных проектов можно назвать природоохранную сферу (Юго-западные очистные сооружения в С-Петербурге), создание и развитие кооперационных бизнес-сетей на основе инвестиций частных компаний из Финляндии, Швеции и России совместно с государственными органами РФ (программа «ЕвроРоссия»). Стоимость этих проектов составила более 0,5 млрд. долл. значительная часть которых было привлечена с использованием механизмов ЧГП. Для Северо-запада России основным инструментом содействия участию в политике «Северного измерения» остается программа ТАСИС и ее возможные модификации, на трансграничные проекты которой по новому регламенту может быть израсходовано до 25% соответствующего бюджета ЕС. Реализация этих проектов, в т. ч. «Интеррег» стало бы качественным рывком в отношениях ЕС и РФ на региональном уровне. Организации регионального сотрудничества, такие как: Совет Государств Балтийского Моря (СГБМ), Совет Баренцева-Евроарктического региона (СБЕР), Арктический совет также активно вовлечены в решение общих задач в контексте политики ЕС «Северного измерения» на принципах «позитивной взаимозависимости».

Следует признать, однако, что для решения общих задач, обозначенных в Планах действий, привлечены пока далеко не все заинтересованные организации. Так, например, бюджеты некоторых программ ЕС в 3 раза превышают бюджет ТАСИС, однако их возможности в сотрудничестве ЕС с Россией пока еще мало использованы. Большие перспективы приграничного сотрудничества регионов РФ и ЕС, на наш взгляд, состоят в использовании механизмов работы, т. н. «Еврорегионов», т. е. сопредельных регионов России и ЕС, где трансграничные проблемы макрорегиона рассматриваются в совокупности. Примерами таких Еврорегионов могут служить: Еврорегион «Карелия» (Финляндия — Россия), «Балтика» (Прибалтийские государства, Россия, Польша), «Неман» (Литва, Белоруссия, Польша, Россия), успех взаимодействия которых зависит, во многом, от создания эффективного механизма приграничной торговли, с использованием как имеющихся традиций, так и особого статуса (привилегий) приграничной торговли в рамках ВТО (исключение из режима наибольшего благоприятствования. Значительный потенциал экономического сотрудничества накоплен на оси Россия – Финляндия – ЕС. Ведущим инструментом развития здесь могла бы стать торгово-производственная и технологическая кооперация, которая с успехом использовалась в отношениях СССР и Финляндии в 70-80 гг. В этой связи представляется разумным моделировать 7-летний опыт ЧГП «ЕвроРоссия» в качестве примера успешного и эффективного сотрудничества. К сожалению, ряд проектов в рамках политики «Северного измерения» не является приоритетными для наших партнеров, что существенно влияет на сроки и степень их реализации. Необходимо наладить отбор наиболее перспективных проектов, представляющих безусловный интерес для Северо-западного региона, с тем, чтобы предоставить их на рассмотрение Еврокомиссии и партнерам по «Северному измерению». Задерживается создание правовой базы, необходимой для развития регионального трансграничного сотрудничества. Положение усугубляется и тем, что до конца не решены проблемы четкого разграничения компетенции между федеральным центром и субъектами Федерации.

Требуют дальнейшего совершенствования погранично-таможенные процедуры, во всяком случае, на российско-финляндской границе, ставшей основной общей границей между ЕС и Россией. В контексте «Северного измерения» актуальной становится выработка единой концепции трансграничного субрегионального сотрудничества, до сих пор правовая база которого остается устаревшей и фрагментарной. Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что «Северное измерение» не претендует на конкуренцию с другими региональными направлениями в деятельности ЕС, не пытается перенести центр тяжести с одного на другое, не ставит под угрозу однородность политики Евросоюза в Европе. Можно сказать, что “североевропейский элемент” призван сыграть дополнительную объединяющую роль в ЕС и в Европе в целом с сохранением, специфики, которая присуща этому региону. Ориентация «Северного Измерения» на сотрудничество с Россией, позитивная практика этого сотрудничества дают основания квалифицировать эту политику как приемлемый инструмент взаимовыгодного развития отношений со странами ЕС, как элемент интеграционного сближения.

В главе 3 Приоритеты и перспективы развития внешнеэкономических связей России и ЕС в рамках политики «Северное измерение» и предложения по повышению его эффективности предпринята попытка, используя результаты, полученные в предыдущих главах, оценить возможности и перспективные направления развития внешнеэкономических связей в рамках указанной политики. Участие России в программах «Северного измерения» сделало возможным реализацию ряда проектов, например, природоохранных в рамках специально созданной «Природоохранной Программы Северного Измерения». Впервые удалось объединить общей целью доноров программы для решения неотложных экологических задач на Северо-западе России. Сегодня эффективность такого подхода не вызывает сомнений – к реализации представлены ряд проектов общей стоимостью более 1 млрд. евро, а общий пакет предложений превышает 2,4 млрд. евро. Осуществление некоторых экологических проектов ведет за собой улучшение всего инвестиционного климата, инфраструктуры и бизнес среды. Наиболее эффективно такие проекты реализуются через механизмы частно-государственного партнерства. Балтийское море, по сути, внутреннее море Евросоюза, и Финский залив, в частности становятся центром интенсивного экономического развития.

В регионе достаточно быстрыми темпами развиваются все виды транспорта, особенно морской и железнодорожный, существует несколько проектов увеличения пропускной способности и скорости движения по железной дороге Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва. Сдерживающим фактором развития автомобильного транспорта, главного в обслуживании импорта, является недостаток и качество российских шоссейных дорог, а также сложности в прохождении таможенно — пограничных процедур. Решение вопроса отчасти найдено в сотрудничестве частных компаний и соответствующих органов РФ через частно — государственное партнерство. Значительных успехов достигла здесь программа «ЕвроРоссия», с акцентом в первую очередь на решение таких неотложных задач как: развитие субпоставочной деятельности, аутсорсинга, обеспечение благоприятного таможенного режима, совершенствование транспортной и таможенной логистики («зеленый коридор»), упрощение визового режима для иностранных специалистов и, использование преимуществ статуса особых экономических зон. Развитие транспортной инфраструктуры в контексте политики «Северного измерения» представляется важным системообразующим элементом многостороннего сотрудничества. Внимание ЕС к проблемам этого сектора в Северной Европе дает нам шанс, вкупе с возможностью финансирования и софинансирования проектов, решить многие из проблем отрасли, которые могли бы еще долгое время оставаться нерешенными.

Примечательно, в этом контексте, что ЕС выделил проблему Калининградской области как отдельную задачу «Северного измерения», понимая, что решение транспортно-логистических проблем региона в целом не возможно без системного решения в данной конкретной зоне. Обобщая деятельность «Северного измерения» можно сделать вывод о том, что в некоторых отраслях достигнуты впечатляющие результаты, которые вряд ли могли быть достигнуты другим путем, во всяком случае, в короткие сроки. Это, прежде всего, относится к природоохранным инициативам, сотрудничеству в области информационных технологий, развитию торговых связей на базе инновационной экономики и высокотехнологичных производств; известные результаты достигнуты в торгово-производственной кооперации и развитии электронной коммерции. Вызывает надежду тот факт, что ЕС и его «Северное измерение» начинают разворачиваться в сторону сотрудничества в Арктике. Это новое направление, а, учитывая европейское и мировое значение Арктики, оно может стать весьма перспективным. «Северное измерение» может сыграть большую роль не только в ресурсообеспечении Европы, сооружении здесь магистральных газонефтепроводов и линий энергопередачи, но и оптимизации ее транспортной инфраструктуры, через подключение нашего Северо-запада к трансъевропейской системе коммуникаций; в развитии нового разделения труда, в том числе на базе внутриотраслевой кооперации и специализации, а также развития аутсорсинга. Таким образом, Россия сможет выйти за рамки в «энергодиалога», то есть за рамки консервации существующей топливно-сырьевой структуры российского экспорта. Объективно страны Северной Европы заинтересованы в ускорении развития экономик региона как периферийного региона для ЕС, особенно своих северо-восточных территорий, при гораздо большем акценте на производство высокотехнологичных товаров и услуг, торговлю, транзит грузов и развитие информационных технологий. В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные результаты и выводы.

Расширение Евросоюза на страны Балтии предоставило шанс для укрепления позитивной экономической взаимозависимости и сотрудничества между Россией и ЕС. Исторически взаимозависимость России и стран Балтии носила асимметричный характер. Об этой асимметрии не надо забывать, и уж если страны Балтии стали членами ЕС, то сегодня есть все основания строить отношения на взаимной заинтересованности и взаимопроникновении российских хозяйствующих субъектов в экономику Балтики и наоборот. Существующие сегодня трудности в отношении России со странами ЕС носят частный характер и могут быть успешно преодолены. Перспективы в целом хорошие, а, учитывая потенциальные возможности России, стран Балтии и стран Северной Европы, (Россия, например, вновь стала крупнейшим торговым партнером Финляндии) можно построить динамичный субрегион сотрудничества, претендующего на роль «дополнительного двигателя» общеевропейской интеграции. Вовлечение российских регионов в такое сотрудничество вовсе не означает роста их сепаратизма.

Наоборот, оно служит катализатором успешных реформ в этих регионах и в целом в России, способствует их большей интеграции в европейскую и мировую экономику. Трансрегионализм стимулирует механизмы взаимодополняемости, доверия и понимания между народами. Было бы, однако, ошибкой не видеть недостатков и противоречий в трансрегиональном сотрудничестве. К числу негативных моментов, на наш взгляд, относятся. · Федеральный центр все еще боится потерять свой контроль над регионами, участвующими в трансграничном сотрудничестве, с опасением относится к более смелым шагам на пути субрегиональной интеграции, оставляет нерешенными вопросы правового статуса этого сотрудничества. · С другой стороны, среди членов ЕС нет единства по вопросу о приоритете «Северного измерения». Если Финляндия, Швеция и Дания заинтересованы в дальнейшей реализации проекта, то другие страны (причем, гораздо более влиятельные) высказываются в пользу других проектов. Нет согласия между членами ЕС и по вопросу об участии неевропейских стран в Северном измерении. В то время как многие европейские страны не против участия США и Канады в этом проекте, то Франция, например, согласна только на их участие в отдельных программах, но возражает против институционализации роли этих стран в Северном измерении.

· Серьезная финансовая основа пока не подведена под «Северное измерение», да и ряд других субрегиональных проектов. В связи с этим План действий «Северного Измерения» выглядит, во многом, как простой свод уже существующих проектов по линии разных программ ЕС, Совета Государств Балтийского Моря (СГБМ) и Баренцева Евро-Арктического Совета (БЕАС), а не качественно новая инициатива. Несмотря на эти недостатки, позитив состоит в том, что имеются шансы их исправить, для это представляются уместными следующие шаги. · Акцент в политике ЕС и других международных организаций было бы целесообразно сделать на прямых инвестициях и технической помощи, создающих инфраструктуру сотрудничества, выгодного обеим сторонам, а не на предоставлении новых кредитов, потребность в которых последнее время резко снизилась по причине собственных больших золотовалютных и других финансовых резервов России. · Приоритет следует отдать проектам, ориентированным на долгосрочные цели и получение конкретных результатов, особенно в производстве высокотехнологичных товаров и услуг. · Желательно лучше координировать различные программы ЕС в Северо-Восточной Европе – ФАРЕ, Тасис, Интеррег и пр. дабы избежать путаницы и дублирования друг друга. Для реализации СИ нужно как можно активней привлекать местные власти и неправительственные организации, что способствовало бы созданию не только вертикальных, но и горизонтальных связей в субрегионе. Программы по линии ЕС нуждаются в координации с проектами других субрегиональных организаций (СГБМ, БЕАС, Арктический совет, Совет министров Северной Европы и т. д.). В нынешнем виде они часто дублируют друг друга.

· Следовало бы усилить проекты «Северного измерения» в части специальных фондов финансирования и софинансирования для более эффективного их выполнения. Возможно, надо учредить специальную подпрограмму для Северо-Западной России в рамках трансформации проектов ТАСИС. Финансовые аспекты проектов и административные процедуры должны быть более четкими, менее бюрократичными. более прозрачными и подотчетными законодательным органам и общественности. · Расширение ЕС за счет Балтийских государств создает новую составляющую политики «Северного измерения» и ставит новые проблемы, в частности увеличение стран-реципиентов. В этой связи, представляется целесообразным возвести политику «Северного измерения» на уровень общегосударственной политики на северо-западном направлении с тем, чтобы наладить необходимую координацию между федеральными и местными министерствами, агентствами и ведомствами. Давно назрело создание межведомственного органа для такой координации. · Следует уточнить географические рамки «Северного измерения». Такие Северо-западные регионы России, как Псков, Новгород, Вологда и др. практически выпали из этого проекта.

Целесообразно уделять больше внимание не только продвинутым регионам (Санкт-Петербург, Ленобласть, Калининград, Карелия), но и более периферийным районам (Псков, Мурманск, Новгород, Вологда, Архангельск, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Коми и пр.). Участие последних в международном сотрудничестве позволило бы стимулировать реформы в этих регионах. Наряду с тем, что российские регионы, участвующие в «Северном измерении», должны получить больше полномочий, следовало бы получить со стороны ЕС четкие заверения, что таким путем Евросоюз не стремится к дезинтеграции России. По теме диссертации автором опубликованы следующие работы. 1. Селезнев Федерация в концепции ЕС «Северное измерение». // «Место России в системе мирохозяйственный связей». Сборник работ аспирантов ВАВТ 2006, 0,35 а. л. 2. Селезнев -государственное партнерство в политике ЕС «Северное измерение» // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социальных отношений — Электрон.

журн. — М. АТиСО, 2006 —. — № гос. регистрации. —. 0,4 а. л. 3. Селезнев Совет в политике «Северного измерения».// Российский Внешнеэкономический Вестник №11 2006 г. 0,3 а. л. 4. Селезнев партнерство «Северного измерения», новые возможности для северо-западных регионов РФ // Российский экономический Интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социальных отношений — Электрон.

журн. — М. АТиСО, 2006 —. — № гос. регистрации. —. 0,6 а. л.

Leave a Reply