Принципы развития консалтинговой деятельности

25.08.2016

Принципы развития консалтинговой деятельностиВ основе консультационного процесса лежит выявление проблемы и нахождение путей ее решения. Результатом данного процесса является некоторое изменение, направленное на улучшение деятельности клиентской фирмы. При этом процесс консультирования базируется на некоторой методологии, применение которой влияет на эффективность предоставляемых услуг. Подобное предопределяет необходимость определения методического инструментария консалтинговой деятельности. Под инструментарием консалтинговой деятельности понимают те средства, которые консультанты используют в своей работе по решению проблем клиента. Прежде всего, это касается выбора эффективной методологии анализа деятельности компании-заказчика и принятия решения по определению имеющихся проблем и мероприятий по их устранению. Инструментарий консалтинговой деятельности тесно связан с профессиональным уровнем консультантов, их знаниями и опытом в определенных сферах организации бизнеса.

Кроме того, совокупность знаний и умений консультантов определяют успех процесса консультирования и влияют на качество предоставляемых услуг. В связи с этим особое внимание следует уделять поддержанию и развитию профессионального уровня консультантов. Высококвалифицированный и мотивированный персонал — это ключ к высокому качеству услуг, результатом которого является удовлетворение потребителей консалтинговой услуги и высокие прибыли консалтинговой компании. Данная задача решается в рамках организационного подхода, затрагивающего вопросы управления персоналом. — создание четкой системы отбора, оценки и поощрения персонала; — участие в международных конференциях, направленных на обмен опытом; — развитие практических знаний консультантов в области организации бизнеса, что может быть достигнуто совместным участием консультанта и клиента в реализации консультационных проектов и внедрением их результатов в деятельность компании клиента. Привлекая в компанию квалифицированных специалистов-практиков, руководство консалтинговой компаний решает следующую задачу: компания усиливает свою позицию на рынке среди компаний-конкурентов, тем самым потенциально ослабляя позицию конкурентов. Оценка качества предоставляемых услуг является важной задачей для консалтинговой фирмы и должна носить систематический характер.

Условно можно выделить количественные и качественные показатели оценки качества. Первые могут быть определены как количественное увеличение клиентской базы, а также увеличение финансовых показателей деятельности консалтинговой компании. Определение качественных показателей достигается за счет использования экспертных методов, например, балльной системы оценки. В данном случае может оцениваться качество определения проблемы, качество поставленных целей и задач, а также качество рекомендаций и мероприятий по их внедрению. Другим методом оценки может выступать опрос клиентов консалтинговой компании с целью выявления их требований в отношении качества.

Сопоставление результатов анализа позволит сформулировать наиболее объективную оценку предоставляемых услуг и выявить приоритетные направления его развития. Необходимо отметить, что получение конкретных заказов от клиентов и формирование долгосрочных взаимоотношений во многом определяется уровнем качества, которое является одним из важнейших параметров в завоевании ниши рынка и особенно в сфере консалтинга, так как именно качество является основным фактором эффективности для клиента. Качество консалтинговых услуг определяется как профессиональным уровнем консультантов, так и эффективностью каждого их этапов процесса консультирования. Одним из основных аспектов качества является правильность определения проблемы клиента и постановка адекватных целей и задач, направленных на ее решение. В конечном итоге уровень качества определяется степенью удовлетворения клиентов по результатам сформулированных рекомендаций и эффективности мероприятий по их внедрению в деятельность клиентской организации. В рамках организационного подхода можно также рассмотреть и возможность увеличения сбыта предлагаемых услуг. Несомненно, что активная политика по продвижению консалтинговых услуг может привести к существенным изменениям основных показателей деятельности консалтинговой компании.

Для эффективного продвижения продукции консалтинговой компании на рынок необходимо рассматривать консалтинговую услугу, используя модель жизненного цикла товара. Отметим, что портфель консалтинговой услуги включает различные виды услуг, которые находятся на различных стадиях жизненного цикла и поэтому требуют разработки индивидуальной маркетинговой стратегии для каждой отдельной услуги. Так, например, оценка бизнеса и оценка недвижимости, представляющие собой различные типы услуг, с различными целевыми группами и стадиями жизненного цикла не могут иметь одну и ту же стратегию продвижения. В этой связи представляется возможным использование модели жизненного цикла для анализа существующей ситуации и стратегического планирования деятельности компании. Данная модель предполагает разделение консалтингового бизнеса в зависимости от того, в какой фазе жизненного цикла — формирование, внедрение, рост, зрелость, спад — находится рассматриваемая услуга. По данным журнала «Эксперт», практически для всех видов консалтинговых услуг характерна стадия роста. При этом в различных отраслях наблюдаются различные темпы роста. Так, за последние несколько лет лидерами рынка консалтинговых услуг выступают информационный, стратегический и управленческий консалтинг. Кроме того, одни и те же услуги могут находиться на разных стадиях развития на различных географических рынках страны.

Основная цель предпринимательской деятельности заключается в получении различных выгод (материальных, духовных, моральных и др.). В таблице представлены основные результативные показатели использования консалтинговых услуг предпринимательскими структурами. В целях эффективного развития консалтинговой компании целесообразно осуществлять процесс планирования и разрабатывать стратегию развития не только в направлении улучшения качества услуг, развития профессиональных навыков, но и осуществлять разработку стратегии в области управления отношениями с клиентами компании. За основу был взят традиционный процесс стратегического планирования, состоящий из следующих стадий: — реализация стратегии и контроль. Автор предлагает рассматривать процесс стратегического планирования с позиции постоянного управления взаимодействием с клиентами, от которого непосредственно зависит качество оказываемой консалтинговой услуги и восприятие этой услуги заказчиком. Особенности рынка консалтинговых услуг приводят к необходимости индивидуализации взаимоотношений с каждым уникальным заказчиком, а не усреднения их потребностей в рамках единой стратегии. В связи с этим разработка стратегии должна происходить на двух уровнях: на общефирменном уровне и на уровне взаимоотношений с отдельными заказчиками.