Предприятия и налоговые органы

10.09.2016

Предприятия и налоговые органыВ условиях постоянного ужесточения налогового законодательства руководители предприятий, предприниматели должны помнить, что в любой их сделке, любом начинании всегда участвует третья сторона — государство в лице своих контролеров. Поэтому финансовые плоды сделки будут, зависеть от того, какие суммы отойдут этому незримому контрагенту. Оставим в стороне вопрос о том, насколько эффективно государство использует эти средства, хотя недовольство налогоплательщиков ростом безвозвратных отчислений вполне понятно. Однако сетованиями на чиновников, привыкших не созидать, а распределять, делу не поможешь. Надо постараться, не вступая в конфликт с законом, облегчить налоговое бремя.

Задача эта непростая. Несовершенство и нестабильность налогового Законодательства, сложность громоздких расчётов, жёсткость штрафных санкций, необъективная зачастую позиция арбитражных и судебных органов — все это делает беззащитным налогоплательщика. Сегодня уже мало знать, куда и когда платить налоги (хотя и это в силу несовершенства действующего законодательства загадка для многих). Возникает задача другого плана: как не переплачивать на законных основаниях?

Налоговое право до сей поры остаётся предметом весьма туманным для бухгалтеров и аудиторов; впрочем, юристов, разбирающихся в бухгалтерском учёте и налогообложении, тоже очень мало, проблемами налогового права занимается кто угодно, только не юристы. В России юрист и бухгалтер говорят на разных языках, и довольно часто юридические схемы натыкаются на непреодолимый барьер бухгалтерского учёта. Ни один фермер, даже если он знаком с основами земельного законодательства, не решится представлять свои интересы в суде, тогда как многие хозяйственники, финансисты и просто обыватели свои познания в юриспруденции считают вполне достаточными, чтобы самостоятельно решать правовые задачи. Широчайшая и сложнейшая законодательная база (более двух кодексов) предлагает множество решений. Тем не менее руководители и бухгалтеры предприятий полагают, что довольно одной, например заочной консультации, чтобы выйти из положения.

Каждый конкретный случай определяется множеством обстоятельств, которые могут дать неожиданный поворот делу. К заочным консультациям, вообще, надо относиться очень осторожно. Они только намечают общие ориентиры. 2) использование всех пробелов и достоинств действующего законодательства, построение разных вариантов схемы хозяйственной деятельности; 4) применение возможностей хозяйственного договора (в том числе определённые условия, сочетание договоров); 6) экономичную и эффективную защиту нарушенных прав. Наибольшее развитие получили первое и пятое направления. Остальные продолжают оставаться в зачаточном состоянии. Связано это с тем, что любые идеи и схемы должны постоянно дорабатываться и корректироваться и не могут использоваться как шаблон. Необходимо подчеркнуть значение шестого направления, без которого налоговое планирование закончится при первой же проверке налоговой инспекции. Последние изменения налогового законодательства, несмотря на свою суровость, не повлияли существенно на тактику налогового планирования.

Широковещательные заявления о том, что перекрыты все «юридические лазейки», можно списать только на низкую квалификацию юристов налоговых служб. На самом деле оставлено предостаточно вполне легальных способов, позволяющих свести к нулю налог на прибыль, НДС и спецналог, , страховые сборы во внебюджетные фонды и т. д. Причём в некоторых случаях удаётся добиться этого не только в отношении отдельного налога, но и по всей их совокупности. Надо заметить, что речь не идёт об оффшорных компаниях, создание которых даёт ощутимую налоговую экономию, но только в случае, когда основной деятельностью предприятия является внешнеэкономическая. Государство может увеличить налог на прибыль до 80%, а импортёра, владеющего оффшорной компанией, будут интересовать лишь размеры таможенных пошлин, которые и ему не просто, но всё-таки легче, чем всем прочим, обходить. В настоящее время налоговая инспекция не даёт консультаций по налогообложению и заполнению форм отчетности. А поскольку в нашем налоговом законодательстве много двусмысленного и неоднозначного, такое поведение можно объяснить, но не оправдать. Многие положения законов и инструкций можно трактовать по-разному, и, как правило, позиции налогоплательщика и налоговой инспекции оказываются противоположными, ведь 30% штрафов инспекция забирает себе. В потоке нескончаемых изменений и дополнений, подзаконных актов «тонет» даже опытный бухгалтер.

Ему приходится разбираться во всех законах, инструкциях, письмах, указах, а налоговые инспекторы чаще всего специализируются на двух-трёх налогах. Нередко налоговый инспектор и осознает, что взимает в бюджет лишнее, но, если налогоплательщик не возражает, нарушает налоговое законодательство. На наш взгляд, консультирование должно быть вменено в обязанности налоговым инспекторам, что повысит грамотность налогоплательщиков. До сих пор законодателями не определено, что именно нужно квалифицировать как умышленное занижение и сокрытие доходов.