Политика как социальное явление

Политика как социальное явлениеПолитика как социальное явление. 1. Противоречивость и проблемность политики. 2. Многозначность определений политики. В настоящее время среди молодежи необычайно возрос интерес к политике, прежде всего, к ее практической стороне, связанной с участием в избирательной кампании, с деятельностью на политической арене различных партий и общественных организаций. Для наших студентов, как будущих управленцев, уверенная ориентация в политической действительности имеет принципиальное значение не только с точки зрения их профессионального успеха, но и с позиции будущего всей нашей страны. Прежде чем говорить о политике, дадим ее предварительное, условное и упрощенное определение.

Договоримся, что политика – область и способ человеческой деятельности, нацеленной на овладение и использование власти в тех или иных интересах. В самом простом виде политика – установление собственного влияния над кем-либо или устранение чьего-либо влияния над собой. Повредить политике может только порядочность. Выгода – ее цель, интрига – средство. Пьер Огюстен Бомарше.

У политики нет сердца, есть только голова. Искусство политики – это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным. Клод Гельвеций. 1. Противоречивость и проблемность политики.

Не нужно прибегать к особым доказательствам, чтобы убедиться в политизированности современного мира – т.е. он сверху и донизу пронизан политикой, подвержен воздействию мощного «силового поля» политики. Политика составляет едва ли не главное содержание выпусков новостей – отставки правительств, встречи на высшем уровне, скандальные разоблачения, неожиданные провалы на выборах, и многое-многое другое. Нет ни одного крупного бизнесмена, промышленника или предпринимателя, который не обращал бы свои взоры на политику, стремясь защитить свой бизнес или расширить свои возможности в нем через участие в политике, через создание и финансирование каких-то политических структур – партий, движений, групп и пр. Всем понятно, что означает поговорка: «Большие деньги – это уже не бизнес, а политика. Тесно связан с политикой большой спорт. Взять тот же футбол. Накануне решающих сражений Кубка Европейских чемпионов – не говоря уже о финальной стадии чемпионатов Европы и мира – в «большой политике» нет (или почти нет) более волнующего вопроса, чем определение победителя финального матча. Улицы и стадионы расцвечиваются цветами национальных флагов – как поля сражений, когда яркий цвет мундиров давал возможность проследить, «чья берет», и управлять ходом баталии. Совсем не случайно в ложах VIP-гостей на решающих матчах сидят президенты и премьеры (как полководцы на пригорке возле своей ставки), венценосные особы (представители королевских семейств), министры и другие авторитетные фигуры с политического Олимпа.

Крупный шоу-бизнес также тесно интегрирован в политику, участие популярных поп- и рок-звезд в предвыборных кампаниях – дело обычное как у нас, так и за рубежом. Усилия тысяч агитаторов по степени воздействия могут быть смело приравнены к одному концерту «звезды», в конце которого (тем более – во время которого) кандидат поднимается на сцену и в обнимку с исполнителем поет куплет-другой, пританцовывает и т.п. Во время предвыборной кампании 1996 г. Борис Ельцин лихо отплясывал вместе с Евгением Осиным, демонстрируя свою великолепную спортивную форму и физические кондиции. Соответствующие кадры обошли экраны всех телепрограмм и существенно улучшили общее впечатление от кандидата. Правда, вскоре после успешного переизбрания Ельцин лег в больницу и перенес серьезную операцию на сердце. Короче, трудно назвать какую-либо сферу общественной жизни, которая была бы от политики независима и к политике не имела отношения. Живо откликаются на события политической жизни писатели и художники, воплощая в своем творчестве так называемую «злобу дня», «текущий момент». Многие из таких произведений живут долго, оставаясь понятными и актуальными даже столетия спустя (как, например, памфлеты Джонатана Свифта, карикатуры Оноре Домье и Франсиско Гойи.

Не стоит в стороне от политики и церковь. Как организация, она деятельно вершила судьбы мира с момента своего возникновения, и остается влиятельным участником политического процесса до сих пор. Можно без преувеличения сказать, что политика является не только способом существования современного мира, – можно также сказать, что наш мир во многом был создан политикой, политическим способом мышления, политическим действием, политической целеустремленностью и политической же мотивацией. Противоречивость политики – от противоречивости и разнообразия людей, которые ее делают. Конечно, трудно сказать определенно, стал ли мир однозначно лучше от того, что политика заполонила в нем почти все поле общественного внимания, подменив собой (и вытеснив) многие другие реальные вещи и ценности. Наверное, можно утверждать, что равным образом политика помогла миру осовремениться, стать цивилизованнее и человечнее, гуманнее и сдержаннее, разумнее и глубже, – но в то же время политика может приводить общество в тупик, обрекать его на ожесточение и подлинное варварство – намного более ужасное, чем варварство орд Аттилы и Алариха. Мы можем утверждать, что политика такова, каковы люди, ее делающие; она – «человеческое дело», она несет на себе отпечаток человеческой сущности, человеческой природы – как бы мы себе эту природу не представляли.

Политика – «дело грязное»? Каждому из вас, наверное, приходилось слышать такие слова, как «политиканство», «интриги», «закулисная возня», – в сознании людей уже довольно прочно утвердился образ политика, как абсолютно аморального и готового на все дельца, которому лишь бы заполучить власть и использовать ее для «обтяпывания всяких темных делишек. Насколько этот малопривлекательный образ отвечает действительности. Нужно ли избегать политики – как черт ладана. Не «оскверняется» ли каждый, «ввязавшийся» в политику. Учитывая сказанное выше (о противоречивости политики и ее «очеловеченности»), мы сможем более-менее внятно и правильно ответить на вопрос, является ли политика делом «грязным», недостойным порядочных людей.

Конечно же, если политику «делают» именно авантюристы, циники и беспринципные проходимцы, то она неизбежно будет нести на себе отпечаток личности этих, с позволения сказать, «творцов». С другой стороны, наверное, можно не меньше всяких сомнительных типов и, соответственно, не меньше «грязи» (в прямом и переносном смысле) найти и в бизнесе, и в спорте, и в других областях человеческой деятельности. Другое дело, что политика (и политики) – всегда на виду. И конкуренты сделают все возможное, чтобы очернить имя и репутацию популярного деятеля, рейтинговой партии или блока и т.д. В ответ «обиженные» не остаются в долгу и наводняют страницы газет и эфир электронных СМИ не менее сенсационными и скандальными разоблачениями. В итоге ошарашенный гражданин приходит к выводу, что в политике действуют сплошь негодяи, казнокрады, обманщики и проходимцы.

И что лучше держаться от всего этого («всей этой грязи») подальше. Бесспорно, профессионально заниматься политикой может далеко не каждый, и не каждый сможет выдержать испытание популярностью, или теми соблазнами, которые сулит успех. Суметь «не продаться», сохранить лицо, уберечь достойную репутацию – все это по плечу только сильным личностям, умеющим «держать удар», к которым не пристает «худая молва. Настоящие «зеленые» не сетуют, что реки засорились, полны грязи и ила. Они начинают чистить реки и водоемы – оказывается, грязи не настолько много, чтобы с нею нельзя было справиться. Если вы хотите, чтоб политика стала чище и человечнее – интересуйтесь политикой, идите в политику, делайте ее чистыми руками. Только будьте готовы к проблемам.

Политика – сплошные проблемы. Политика имеет дело с проблемами. Политика – это определенный подход к проблемам, определенный способ видения и решения проблем. Это – сплошь проблемная деятельность. Проблема – эта ситуация, требующая решения (разрешения). В отличие от задачи (решение которой можно отложить, решение которой можно списать из готового решебника, а то и из тетрадки товарища), проблема имеет явную выраженность, она касается интересов множества людей, – и именно поэтому требует осмысления, выработки каких-то подходов к решению – и принятия этого решения. Предложить решение – это еще полдела. Даже меньше. Нужно найти ресурсы (организационные, людские, финансовые и др.), чтобы решение воплотить в жизнь.

Хорошо, если решение правильное, и тот, кто его принял, может пожинать лавры победителя. Но ведь решение может быть в корне ошибочным – и тогда нужно уметь (даже если очень не хочется! ) брать ответственность за возможные последствия. Главная проблема политики в том, что интересы людей разнообразны, неоднозначно понимаемы, трудно согласуемы и несводимы к простым, «плоскостным» решениям. Обратив свой взор к одним группам, видишь одни проблемы и нужды. Обратившись к другим – другие (и не менее острые!) проблемы и чаяния. Некоторым нужно просто не мешать.

Они позаботятся о себе сами. Другие только и ждут, чтобы «поклевать» с чьей-то теплой ладони. Эти требуют заботы, гарантий, льгот – причем вовсе не обязательно речь идет о беспомощных и нетрудоспособных людях. Третьи не прочь поработать,– но так, чтоб и рабочее место было изначально гарантировано, и чтоб зарплата позволила обеспечить все нужды.

Получается, политик должен постоянно искать и находить ту меру, которая позволила бы более-менее спокойно работать (или интенсивно «крутиться») и зарабатывать первым (инициативным, предприимчивым, талантливым и изобретательным), помогать выживать и достойно жить вторым, учитывать нужды и запросы третьих. Всех сделать довольными невозможно. Хотя бы потому, что зачастую удовлетворение одних возможно только за счет других. Действительно, откуда можно взять средства, чтобы помочь больным, нетрудоспособным, инвалидам и ветеранам, – а также временно нетрудоспособным, а также тем, кто «из принципиальных соображений» не желает и не умеет трудиться? Увы, человечество знает здесь только один рецепт – взять у тех, кто трудится больше и продуктивнее и отдать тем, кто в силу ряда причин (или вообще без всяких причин) работает хуже или вообще не работает. Налоги – это то, с помощью чего власть и создает, и решает проблемы (а также, что немаловажно, содержит и саму себя). Увеличишь налоги – получишь больше средств для решения социальных проблем. Получишь больше поддержки от тех, кто привык к вашей опеке и заботе. Но тот, с кого стали брать больше налогов, вряд ли обрадуется – он или начнет меньше работать (ведь зачем богатеть, если государство умело изымет «излишки» сверхприбыли – тем более что именно оно, государство, и определяет, сколько это – «минимум», «излишки», «роскошь» и пр.), или «уйдет в тень» (будет уклоняться от того, чтобы показывать все свои доходы и прибыли).

В этом случае поступления налогов в казну начинают снижаться – и недовольство тех, кто привык только получать, неизбежно начинает расти. Но те, кто является главными плательщиками налогов, тоже далеки от довольства – и тоже, вероятно, начнут активно бороться за то, чтобы к власти пришли те, кто будет щадить активных работников, кто не будет резать курицу, «несущую золотые яйца. Тогда приходится налоги снижать – популярно объясняя людям, что можно либо кормить людей дармовой (а такой не бывает) рыбкой – и делать их беспомощными иждивенцами, либо дать людям удочку – и предоставить возможность обеспечивать себя самим. Есть такая поговорка – присказка: «Один с сошкой (т.е. с сохой, имеется в виду пахарь, работник), семеро – с ложкой». Поговорка в общем верно отражает и современное положение вещей – все меньшее число активно работающих должно содержать (при участии и посредничестве власти) все большее число неработающих людей – как действительно не могущих о себе позаботиться, так и тех, кто со знанием дела паразитирует на работнике, на государстве, на милосердии и отзывчивости других. Вот и проблема (причем всего лишь одна из многих, которые каждодневно приходится решать политику) – как сохранить в работающих желание работать, в предприимчивых – способность изобретать и создавать новое, и пробудить в ленивых элементы совести, в паразитах – стыд, в преступниках – не чувство лютой мести, а деятельное раскаяние? Может ли все это сделать политика? Не возлагаем ли мы на нее абсолютно несбыточные ожидания. Политика – не всесильна.

Ограниченность политики. Нет, ответим мы на поставленный в конце предыдущего абзаца вопрос. Политика принципиально не может сама по себе решить все существующие проблемы и сделать людей счастливыми. Для понимания политики как нельзя лучше подходит изречение одного из великих политиков ХХ века – сэра Уинстона Черчилля. «Задачей политики, — говорил Черчилль, — не является превращение жизни людей в рай. Политика должна помешать жизни становиться окончательно адом. Это означает, что политика – дело реалистическое (недаром о ней говорят – «политика – это искусство возможного», вопрос в том, что очень непросто понять, что именно и каким образом возможно здесь и сейчас, что – только в отдаленной перспективе, а что – вообще никогда), обращенное к действительной жизни, действительным проблемам конкретных людей. И решить эти проблемы политика может лишь временно, частично, – и то не всегда. Во власти политики мобилизовать определенные средства и силы (ресурсы) – и решить какую-то крупную проблему. Но политика не может постоянно держать людей в мобилизованном состоянии, и ресурсы, имеющиеся в распоряжении власти, не безграничны.

Во власти политики нацелить людей на реализацию каких-то задач, зажечь и воодушевить их на великие достижения. Но люди в основном хотят преследовать какие-то собственные (пусть и куда более скромные, приземленные) цели. И это море обычных людских желаний и устремлений политика никак не может игнорировать (но и никогда не может удовлетворить вполне. Политика не может дать человеку смысл жизни (хотя для кого-то она сама – смысл жизни, однако это, скорее, исключение из правил), она не дает ему высших ценностей, она не предназначена к тому, чтобы приближать людей к мудрости и умиротворению.

Она не развивает в людях эмоции и чувствительность (это делает искусство), она не погружает его в мир религиозного служения, не обогащает религиозным опытом (к чему предназначена религия), политика использует экономические ресурсы и возможности – но не создает их (она лишь может создавать условия, предпосылки для того, чтоб экономический организм функционировал более-менее слаженно и успешно, в режиме «самонастройки. Политика исходит из довольно ограниченного, узкого понимания мира. Для политики главное – овладение властью, удержание власти и ее расширение (максимизация). Это не значит, что все политики – обязательно скучные и ограниченные люди, озабоченные исключительно проблемами власти и утомленные «борьбизмом» и интригами. Многие из политиков – люди яркие и незабываемые, привносящие в политику частицу своего гения.

Не политика делала их такими – это они оказали политике честь, посвятив себя этому поприщу: благородному – и неблагодарному, изысканному – и общедоступному, воодушевляющему – и лишающему всяких иллюзий. Читать далее: Многозначность определений политики. Информация о работе Политика как социальное явление. давления, средств массовой информации и т. д.), выражающих общие интересы, решающим образом воз­действовать с помощью имеющихся у них средств на поведение индивида, групп, общества. 2. Политика – как наука и искусство Взаимосвязь с экономикой, правом, моралью, религией Согласно политологической энциклопедии политика – это организационная и регулятивно — контрольная сфера общества, основная в. Общая оценка численности граждан бедного слоя, которая по­лучена на основе специального социологического обследова­ния по России в целом, составляет не меньше 10% от город­ского населения.[8] Выделим факторы, которые влияют на уровень жизни населения страны.

Прожиточный минимум в Удмуртской Республике в четвертом квартале 2007 года в расчете на душу населения составляет 3605 рубля, для. из этих пониманий конфликта содержит в себе рациональное зерно, и не следует отбрасывать его с ходу. Однако необходимо помнить, что хотя чаще всего национальный конфликт рассматривается лишь как частный случай социального конфликта, он всё же обладает рядом специфических черт. Понятие «этнический конфликт» — шире понятия «национальный конфликт», поскольку к числу субъектов конфликта относит не. деятельности. Третьи видят в ней внебиологическую систему адаптации человека. Четвертые — степень свободы в человеческой деятельности.

Hаконец, всем чуть ли не со школьной скамьи известно понимание культуры как совокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей. Такое многообразие не случайно. Универсальность родового понятия (культура) проявляется и в каждом из его видов. Поэтому. 0 комментариев.

Leave a Reply