Политика и шоу-бизнес

Политика и шоу-бизнесПолитика и шоу-бизнес. Политика и шоу-бизнес. Недавнее заявление лидера группы «Ляпис Трубецкой» Сергея Михалка о «культурном геноциде» стало поводом для споров о том, насколько аполитичными является наша культура и шоу-бизнес. Лидер группы «Ляпис Трубецкой» Сергей Михалок ответил на черные списки заявлением «Идет культурный геноцид. Подобное заявление было бы вполне ожидаемо от политических активистов или от вытесненных режимом эмигрантов. Эти слова не принадлежат также левому арт-активисту, чей романтический образ систематически присутствует в воображении деятелей искусства по обе стороны Атлантики. Автор этого заявления – рок-музыкант, но не Юрий Шевчук. Сергей Михалок сегодня хочет разрушить властный дискурс, который в свое время и поддерживал. В Беларуси сегодня мало пространств, свободных от влияния власти. Телевидение, радио, государственные СМИ – всё подвержено идеологической обработке.

Человек, решивший попробовать себя, например, на беларусском ТВ, проходит специальный инструктаж, в котором говорится, что канал находится в подчинении главы государства. Именно поэтому «политическое» заявление Михалка вызывает смущение, ведь артист хочет присутствовать в этих «аполитичных» пространствах. Сергей Михалок давно выбрал шоу-бизнес – путь к славе и прибыли, а не к изменению политической ситуации в стране. Музыкант верно употребил термин «геноцид» (действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу), но в целом ошибся: в Беларуси «геноцид культуры» уже практически завершен. Беларусский идеологический бульдозер уже разгромил практически все эксперименты в искусстве 1990-х. За 15 лет уничтожены возможности для современного искусства и экспериментального театра, холдинг «Літаратура і мастацтва» задушил свободную литературу. Словом, разгромлено всё, что поддается культурному геноциду.

И вот теперь, на пустыре, когда запрету подвергается безобидный для власти масскульт и его представители (как недавно выразился в одной из публикаций Андрей Ерофеев, «пересмешники»), когда «геноцид» уже затронул группу Сергея Михалка, давно являющуюся частью шоу-бизнеса, он заявляет о культурном геноциде. Музыкант в заявлении говорит: «Я был в одном минском кафе и видел журнал, в котором был топ-50 самых успешных людей Беларуси. Среди них я не нашел ни одного художника, драматурга, поэта, историка, ученого, мыслителя, космонавта, героя труда». Разумеется, глянец требует особенных блюд. Что же увидел лидер «Ляписов», открыв журнал? Скорее всего, свою фотографию. Понятие «успешный» как-то описал Борис Гройс: в современной культуре то, что делается для богатых, не играет культурной роли. Потому что образ жизни и культура богатых людей – это экзотический феномен. Там нет настоящих денег и настоящего успеха.

Настоящие деньги появляются, когда ты продаешь много и дешево – для масс. В принципе, это модель «Макдоналдса» или фильма «Аватар». Сергей Михалок, записавший дюжину «Аватаров», воюет сам с собой. Из последних событий беларусской культурной жизни, кроме появления черных списков для музыкантов, можно вспомнить недавнее снятие работ с выставки «Погоня-20». Тоже – запрет на творчество. Но главный посыл выставки «Погоня» – беларусские традиции, христианские мотивы – это не удар по существующему порядку.

Власть давно репрезентирует себя в этом тематическом поле, это один из главных ее дискурсов. Поэтому, по сути, художники «Погони» сливаются с художниками «аполитичного» течения. Ошибкой был и показ запрещенных работ в офисе Партии БНФ – это не галерея. Претенденты могли обратиться к частным галереям или создать свою.

Но частные галереи не поддержали художников. Потому что эти галереи – аполитичны. А Сергей Михалок в это время спокойно участвовал в их проектах в качестве модели: «Живые люди. Минск», «Blade Runners». Говоря в заявлении: «Слово “аполитичный” в сегодняшней Беларуси теряет всякий смысл.

Человек, который себя так называет, априори становится в один ряд со слугами современного беларусского режима», – Сергей Михалок мог и удержаться от участия в «аполитичных» проектах. Настоящее искусство, как говорил один русский радикальный художник, это боль. А масскульт – это развлечение. Беларусский шоу-бизнес по своей природе не способен создать проблемы власти, это одно из самых «реакционных» пространств. Получается совершенно идиотская ситуация: власть запрещает не искусство, а вполне лояльный к ней шоу-бизнес. В сложившейся ситуации в Беларуси реальным потенциалом противостояния может обладать только современное искусство. Оно зачастую космополитично, бескомпромиссно, всегда критично и «политично» и уже этим предлагает альтернативу властному дискурсу.

Пример – беларусский «Свободный театр. Очевидная ситуация в беларусском искусстве – его глубочайший кризис. Но причины кризиса заключаются не только в «аполитичности» художников, но и в том, что происходит за пределами громких заявлений. Настоящий «геноцид» культуры – это закрытие художественных секций, удаление предмета «Мировая художественная культура» из школьной программы; отбор работ на выставки по лекалам позапрошлого века: «живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура». Дело не в запретах, а в тотальном разрушении культурного наследия. Культуре Беларуси присущи все черты геноцида, и в этом Сергей Михалок абсолютно прав. Примечательно, что в атмосфере запретов в маленькой минской галерее «Академия» совсем недавно выставлялась «беларусская Герника» – картина Владимира Кондрусевича, которая могла бы ударить похлеще всей «Погони» и песен группы «Ляпис Трубецкой». Но она не произвела должного эффекта – редакторы глянцевых журналов и ТВ-каналов охотнее будут слушать слова о «культурном геноциде» из уст Сергея Михалка. Интересно, сколько художников сегодня прячут свои работы, остающиеся неизвестными широкой публике?

Сколько «по-настоящему» запрещенных картин, концертов, спектаклей мы увидим через несколько лет. Споры о шоу-бизнесе и запреты концертов звезд «беларусской эстрады» отвлекают от главных проблем в беларусской культуре. Например, уже сейчас происходит разрушение культурного потенциала города Минска, в котором проводят, по словам председателя Беларусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антона Астаповича, «балаганную реставрацию». Но кто еще в обществе обеспокоен этой действительно важной проблемой? Кто на самом деле собирается думать «политически. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Leave a Reply