Политика и малый бизнес (Как ее делают в Казахстане и в других странах? ) Пособие для граждан, предпринимателей, госслужащих и политиков

31.05.2017

Политика и малый бизнес (Как ее делают в Казахстане и в других странах? ) Пособие для граждан, предпринимателей, госслужащих и политиковПолитика и малый бизнес (Как ее делают в Казахстане и в других странах?) Пособие для граждан, предпринимателей, госслужащих и политиков. Политика и малый бизнес. (Как ее делают в Казахстане и в других странах. Пособие для граждан, предпринимателей, госслужащих и политиков. Жанр этой книги – пособие. Ее замысел в том, чтобы помочь широкому кругу заинтересованных в развитии предпринимательства, ознакомиться с подходами и проблемами политики разных стран. Акцент ставится на малый и средний бизнес (МСБ). Мы предполагаем, что если МСБ развивается, это означает, что данная страна, экономика поддерживают дух предпринимательства.

От этой поддержки выигрывают все – и граждане, и малый и крупный бизнес. Идея разработки и структуры этого пособия принадлежит Госману Каримовичу Амрину, в его бытность председателя Фонда развития предпринимательства (ФРП) «ДАМУ». 1 В октябре 2007 г. он попросил проект ЮСАИДа по Развитию малого бизнеса в Казахстане 2 сравнить состояние фонда на конец 2007 г. по сравнению с его деятельностью за предыдущий период, а также оценить его программы на будущее. По идее Госмана Каримовича оценка должна была исходить из стандартов лучшей политики в области предпринимательства. Так получилось, что, по поводу отчета ФРП от 10 апреля 2008 г. у нас накопилось много информации, которая будет интересна не только Фонду, но и всем, кто по призванию и по долгу службы рассуждает о роли предпринимательства в экономике и жизни общества. Вызов авторам состоялся в том, что, на практике, нет единого стандарта «хорошей» или «лучшей» политики в области развития предпринимательства и малого бизнеса. Есть набор проблем, которые разные страны пытаются решить разными способами, часто методом проб и ошибок. Поэтому содержание этой книжки можно определить, как «обзор проблем развития предпринимательства и опыта их решения», с учетом специфических условий развития малого бизнеса в Казахстане. По замыслу, книжка предоставляет материал для сравнения, ознакомления с опытом других стран – в частности стран ЕС, т.наз. «новой Европы», США и членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – и рассуждения. Ответов и рекомендаций в этом пособии меньше, чем хотелось бы. Но мы надеемся, что наш обзор проблем, информации и источников поможет делать правильный выбор политических инструментов, содействующих развитию предпринимательства. Др.Красен Станчев и к.э.н. Ляззат Ибрагимова исполняли обязанности по общему руководству работы, определению источников, формулировке выводов, редакции окончательного текста; и несут ответственность за содержание настоящего пособия. В пособии использованы материалы упомянутого отчета KSBD/USAID ФРП „Даму” от апреля 2008 г. и материалы Фонда, а также впечатления авторов и их коллег от обучающих поездок в США, Польшу, Болгарию, Венгрию и США, состоявшихся с июля 2007 по февраль 2000 г. Макроэкономическую и другую информацию приходилось актуализировать по ходу дела и в условиях глобального кризиса. Мы решили часть данных оставить в том виде, в каком их можно было обобщить до начала кризиса, сохраняя таким образом возможность, международных сравнений. Большинство тем подсказано жизнью, часто обзоры предпринимались по заказу госорганов или бизнес-ассоциациий Казахстана. Многие коллеги помогали нам и подготовили первоначальный обзор главных проблем политики развития предпринимательства. (Авторство указано в примечаниях к отдельным частям этого пособия. Старший консультант ЮСАИДа Стив Муди анализировал общие особенности кредита МСБ и экономической структуры хозяйства Казахстана и других стран в канун кризиса. Айгуль Каженова работала в области международных макроэкономических сравнений и проводила соответствующий обзор источников и необходимые вычисления о роли МСБ в производительности труда и занятости. Светлана Латышева резюмировала источники по налоговому воздействию на МСБ в разных странах и в Казахстане. Наталия Ищенко и Николай Ломакин провели обзор спектра услуг стран ОЭСР и новой Европы в области МСБ, в том числе финансовых услуг и подвели итоги по обзору государственных структур и НПО, вовлеченных в составление и исполнение политики в области МСБ, использования интернет в политике МСБ. Они уделили особое внимание сравнений через такие индексы, как: Глобальный индекс конкурентности, индексы экономической свободы и «легкость ведения бизнеса», и, области услуг МСБ провели обзор практики создания центров развития предпринимательства, использования интернета, механизмов госзакупок, государственно-частного партнерства и сетей поддержки предпринимательства и регулярных отчетов о состоянии развития предпринимательства. Руководитель проекта ЮСАИДа по Улучшению бизнес среды 3 в Казахстане, Сергей Валерьевич Пизиков, внештатный советник премьер-министра РК, предоставил нам свое видение возможностей применения таких политических инструментов, как оценка воздействий законодательства на субъекты частного предпринимательства и метода т.наз. «регуляторной гильотины», призванного устранять административные барьеры и снижать квази-налоговую нагрузку на бизнес. Ляззат Еркеновна Ибрагим
ова, как руководитель Департамента корпоративного развития ФРП «ДАМУ» в 2007-2008 гг. обобщила опыт Казахстана в кредитовании МСБ. Можно утверждать, что ее вклад в содержание этого пособия привел к тому, что у нас получился самый конкретный портрет МСБ Казахстана. Ляззат Еркеновна резюмировала и опыт США в гарантировании кредитов МСБ. На основании ее резюме в 2009 г. в исполнение поручения Правительства РК, Фонд разрабатывает аналогичную программу кредитных гарантии. По идее Госмана Амрина и директора Департамента развития предпринимательства Министерства индустрии и торговли Рустама Александровича Акбердина, мы попытались осветить как можно более подробно проблему определения и измерения развития МСБ. В приложения даны дополнительные материалы к размышлению. Во время работы над текстами нам часто приходилось обращаться за сведениями и комментариями в Агентство по статистике, в Департамент развития предпринимательства, в Институт экономических исследований, в Национальный аналитический центр, в Форум предпринимателей Казахстана, в Ассоциацию предпринимателей Карагандинской области, в Атамекен, в Бизнес-инкубатор СОДБИ в Шымкенте, в Фонд информационной поддержки развития общества в Усть-Каменогорске, а также к другим партерам и коллегам проектов ЮСАИДа KSBD и BEI. По специфическим проблемам нам помогали зарубежные коллеги, в частности из: консультантской компании UNILOB в Варшаве (в частности Артур Новицкий и Мирослав Зиелинский), Фонда развития города Нижицы в Польше (Кжиштоф Марголь), а также Николай Ярмов из CEED Болгария, др. Вероник де Ружи из Центра Меркатуса университета Джорджа Мейсона в Вирджинии и Джейн Борман и ее коллеги из Агентства по малому бизнесу США. Пользуясь случаем, мы выражаем им свои благодарности за сотрудничество. 4. В области возможной организации информационных услуг ФРП/ДАМУ нам помогли обсуждения этого вопроса с Грегом Хемпфилом, руководителем проекта KSBD/USAID, с старшим консультантом проекта Джейсона Бахоми и директором проекта Алмой Касымовой. Другие коллеги из USAID-а также помогали нам в поисках материалов и делились опытом работы в других странах. Мы также благодарим Департамент развития предпринимательства МИТ-а, его директоров Арсена Керимбекова и Рустама Акбердина, и их сотрудников, управляющих отделами Жаркына Жангазиева и Ису Кудабекова, которые читали это пособие в разных черновых вариантах и обсуждали с нами детали политики МСБ, соответствующего законодательства и планов по их изменению в будущем. Такую же поддержку нам оказал и Директор Центра Стратегических Разработок и анализа Максат Муканов. Всех перечислить невозможно. Но в первую очередь мы хотели бы отметить поддержку ЮСАИДа и ФРП ДАМУ, без которой это пособие не было бы разработано. При этом – ответственность за содержание всецело наша. Мы намерены распространять содержание пособия всеми возможными способами, в том числе через Интернет, и надеемся, что оно будет полезно для обсуждения проблем предпринимательства в Казахстане. 2 По английски: Kazakhstan Small Business Development project of the United State Agency for International Development; отсюда, соответственно, и абревиатура “USAID/KSBD”, и наименование странички проекта в Интернете: . где можно найти больше информации о проекте. 4 Нам представляется, что опыт и аналитические обзоры проблем МСБ этих организаций заслуживает изучения; см. соответствующие странички в Интернете: . ; ; и. Содержание – ответственность только авторов и не обязательно отражает взгляды USAID, правительства США или Корпорации Прагма.

Leave a Reply