План-конспект урока по географии (9 класс) на тему: Европейский Северо

План-конспект урока по географии (9 класс) на тему: Европейский СевероПлан-конспект урока по географии (9 класс) на тему: Европейский Северо — Запад. Предварительный просмотр. Северо-запад России . «Окно в Европу» на Балтике. Цели урока: Образовательные: 1. Сформировать представление об истории освоения и экономического развития территории региона. Развивающие: 2. Формирование информационной культуры учащихся. Продолжить формировать умение работать с разными источниками географической информации.

Воспитательные: 3. Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона, патриотических чувств к своей Родине. Оборудование: экономическая карта России, атласы, у каждого ученика план изучения ЭГП, учебник, рабочая тетрадь. Ход урока 1. Организация учащихся на урок. СЛАЙД 1. 2. Проверка домашнего задания. 1.Перечислите ведущие отрасли специализации промышленности Европейского Севера.

2. В чем особенности географии металлургической промышленности. 3. В чем особенности географии топливной промышленности. 4. Отрасли лесной промышленности и центры переработки. 5. На основе какого сырья развита химическая промышленность Европейского Севера. 6. Какие ещё отрасли промышленности играют видную роль в развитии района. 7. Какими отраслями представлено сельское хозяйство. 8. Виды транспорта Европейского Севера и его направления. 9. Проблемы Европейского Севера и пути их решения. 3. Изучение нового материала.

1. Проблемная ситуация и актуализация знаний. Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с экономическими районами России и следующий район, который будем изучать, уникален своим природным явлением. Это явление «Белые ночи». СЛАЙД 2. -Что такое белые ночи? С чем связано это явление? СЛАЙД 3. Ответ: Бе́лые но́чи — ночи. в течение которых естественная освещённость так и не становится слишком низкой, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. Явление наблюдается в умеренных и высоких широтах перед летним солнцестоянием и после него. СЛАЙД 4. Итак: Давайте знакомиться Европейский Северо — Запад.

— Откройте § 23 учебника стр. 145. давайте прочитаем небольшую характеристику района. —————————— СЛАЙД 5. — Из курса истории вы знаете о роли Петра 1 в истории России. Пётр I. мечтал превратить Русское государство в морскую державу, 27 мая 1703 года заложил новый город Санкт-Петербург. который стал русским портом на Балтийском море. «Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Автор нам предлагает следующий проблемный вопрос. «Зачем Петр 1 стремился укрепиться на Балтийском побережье? В чём преимущество приморского положения?

СЛАЙД 6. — Что вас заинтересовало? Какой вопрос у вас возникает исходя из этих фактов. — Какие у вас будут гипотезы. (гипотезы записать на доске.

2. Поиск решения: СЛАЙД 7. — Вспомните, по какому плану мы даем характеристику района. Характеристика экономического района по плану. 2. Природа района и природные предпосылки. 3. История освоения территории. 4. Население и трудовые ресурсы. 6. Территориальная структура. 7. Основные проблемы и перспективы развития.

— Сегодня мы с вами остановимся на рассмотрении только 1 и 2 пункта данного плана. СЛАЙД 8. Итак 1 пункт плана. состав района или визитная карточка района. Таблица № 8 стр. 145 учебника СЛАЙД 9. — По таблице определите и покажите на карте субъекты РФ включенные в состав Северо-Западного экономического района. Сравните территории по площади и численности населения. Ответ: Калининградская область, Ленинградская область, Новгородская область, город Санкт-петербург. СЛАЙД 10 Выполните задания 1 в рабочих тетрадях урок 23 стр. 49 СЛАЙД. Обратите внимание на положение Калининградской области. Анклав РФ. Что такое анклав.

Ответ: Анклав – это удаленная территория от основной части страны. Калининградская область, уникальная территория, здесь располагается самая крайняя западная точка России. Где она располагается? СЛАЙД 12. Ответ: Коса в Гданьском заливе, Балтийского моря. — О косе и других достопримечательностях Калининградской области, давайте прочитаем в учебнике под значком сова на стр. 146. — Европейский Северо – Запад занимает выдающееся место в истории и культуре нашей страны. Небольшое сообщение.

Продолжаем: Зачем Петр 1 стремился укрепиться на Балтийском побережье? В чем преимущество приморского положения? СЛАЙД 13. — Ребята какой пункт плана мы с вами рассмотрели. Ответ: 1. Состав территории или визитная карточка района. — Следующий пункт плана ЭГП, которое, мы с вами также определяем по плану. Вспомните План характеристики ЭГП. 1.Положение района на территории государства. 2. Экономическое окружение.

3.Положение относительно крупных топливно-энергетических баз страны. 4. Положение по отношению к транспортным магистралям. 5. Изменение ЭГП района. 6. Вывод о возможности влияния ЭГП района на развитие хозяйства.

Итак:1. Положение района на территории государства. Определить по картам атласа стр. 30.и рис.127 на стр.120 учебника. Оно может быть СЛАЙД 14. Ответ: Окраинным, пограничным, центральным. 2. Экономическое окружение: С какими экономическими районами России граничит Европейский Северо – Запад. СЛАЙД 15. Ответ: На северо-востоке с Европейским Севером и на востоке с Центральным экономическим районам. Государственные границы с Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией и Калининградская область граничит с Литвой и Польшей. — В рабочей тетради на стр. 50 задание 2 выберите. С какими государствами граничит район.

Ответ: Финляндия, Латвия, Литва Белоруссия. 3. Положение по отношению к крупным топливно-энергетическим и сырьевым базам страны. — По картам атласа на стр.10-11 определите, запасы топливных и энергетических ресурсов района. Ответ: Собственных топливно — энергетических запасов район не имеет. 4. Положение района к транспортным магистралям (Морским, речным и т.д. Ответ: На территории района проходят важнейшие магистрали связывающие Европейский Северо –Запад с другими районами России и стран мира. 5. Изменение ЭГП. — Какие изменения произошли в нашей стране в начале 90-х годов. Ответ: Распад СССР и выход республик из состава СССР и образование новых независимых государств. Образование СНГ во главе с Россией. — После распада СССР значение района выросло.

До этого территория СССР располагало несколькими портами на Балтике, а в начале 90-х осталось два порта Санкт-Петербург и Калининград, который находится в незамерзающей части Балтийского моря, это делает его важным звеном в системе международных связей России. 6. Вывод о возможности влияния ЭГП района на развитие его хозяйства. Ответ: Большую роль в развитии региона сыграл фактор столичности. III. Самостоятельное применение знаний. А теперь давайте мы с вами выполним зад. 2 на стр.149. Оцените достоинства и недостатки ЭГП Европейского Северо-Запада. СЛАЙД 16. Ответ: Достоинство: 1. Удобное транспортно-географическое положение. 2. приморское положение. 3. приграничное положение.

Т. Е. выгодное ЭГП района. Недостатки: 1. Нет собственных запасов топливно – энергетических ресурсов. ΙV. Итог урока. Как же мы с вами ответим на вопрос урока. Зачем Петр 1 стремился укрепиться на Балтийском побережье? В чем преимущество приморского положения? СЛАЙД 17. Вывод: Строительство города-порта Санкт-Петербурга в устье реки Невы при её впадения в Финский залив Балтийского моря. Обеспечило устойчивые международные связи.

Приморское положение С_З района способствует развитию широких торгово-экономических и культурных связей с зарубежными странами и внутренними районами страны. СЛАЙД 18. Какие гипотезы подтвердились. Домашнее задание § 23. Задание-проект на стр.149. СЛАЙД 19.

Leave a Reply