Персонал и персона — нюансы менеджмента

Персонал и персона - нюансы менеджментаЦель данной статьи – дать представление работникам, находящимся на разных ступенях «должностной лестницы», о том, что такое управление (и прежде всего работа с людьми), какие проблемы нуждаются в первоочередном решении руководителя любого ранга, а в общем – как достичь успеха в своей работе и, главное, получить от нее при этом истинное удовольствие. Если вы учились в вузе, то, наверное, помните, что при изучении курса менеджмента вам говорили: основная проблема – как управлять подчиненными. Нельзя сказать, что это неправильно, – просто это еще не вся правда. Управление – не одна проблема, а целый комплекс проблем, входящих в понятие менеджмента. Их усиленно разрабатывают в последние годы в США, Европе, Японии. Там давно уже пришли к выводу, что основным источником проблем управления является не сам человек, а управленческая среда, в которой он действует. А корень проблем, причина всех успехов и неудач руководителя – распределение его рабочего времени. Но прежде чем пойти дальше, попробуйте ответить для себя на такие вопросы.

Считаете ли вы, что каждый час вашего рабочего времени станет ценнее и весомее для вас лично и для вашей организации, если: — ваши подчиненные будут чаще принимать самостоятельные решения и нести за них полную ответственность, не выходя предварительно на вас? — вы сможете направлять подчиненных вместо себя на ответственные совещания с правом принимать решения (в пределах строго ограниченных полномочий)? А если то же самое в отношении вас будет делать ваш непосредственный начальник? — вы будете подписывать больше документов, подготовленных вашими подчиненными, в твердой уверенности, что эти документы подготовлены лучше, чем смогли бы вы сами из-за вашей вечной занятости? А если ваш непосредственный начальник будет меньше заниматься теми вопросами, которыми вы вполне владеете?

— вы сможете, месяц отсутствовать на работе, и это повлияет на нее только в одном аспекте – в планировании? — у ваших подчиненных будут заранее отработанные пути решения большинства проблем, с которыми они до сих пор ежедневно обращались к вам? — конфликты и споры на уровне структурных подразделений и структурных единиц вашей организации будут чаще разрешаться на том уровне, где они возникли? Если у вас уже готов отрицательный ответ на все эти вопросы, дальше читать не стоит: все, что написано дальше, – не для вас. Умение управлять своим рабочим временем – это, вообще говоря, основа управления коллективом. Для начала внимательно посмотрите на структуру управления организацией, в которой вы работаете. Если нарисовать схему, где стрелками показана подчиненность руководителей и подразделений, то часть стрелок будут идти сверху вниз – от вышестоящих руководителей к нижестоящим.

Это и есть главный источник ваших проблем с рабочим временем. Ведь раз есть стрелка, направленная к вам, – есть и затраты времени «на начальника» (этот термин, как и некоторые другие, придуман, к сожалению, не у нас – его предложили американские специалисты по менеджменту М. Кейн и У. Онкен). Затраты времени «на начальника» – это время, затраченное на работы, которые вы не стали бы делать, если бы начальника у вас не было. Это, однако, не все. На наше рабочее время «претендуют» и сотрудники, не являющиеся нашими начальниками. Такие затраты можно назвать «затратами времени на систему», т. е. на действия, которых мы не стали бы выполнять, не будь мы «винтиками» структуры управления.

Здесь можно привести такую аналогию. Допустим, вы отправились в поход, да вот незадача – на 9 человек ухитрились захватить с собой только трехместную палатку. Втиснувшись в нее, вы все пытаетесь уснуть. Однако человек не может проспать всю ночь на одном боку – ему надо поворачиваться.

Допустим, вам надо за ночь повернуться трижды. Как это сделать в такой тесноте? Да только по команде, при активном содействии остальных 8 человек. Но ведь у них тоже может возникнуть такое же желание! В результате за ночь вам придется повернуться не 3, а 27 раз – 3 раза для себя, 24 – для всех остальных. Другими словами, для достижения желаемого результата (выспаться) при использовании доступных средств (трехкратного поворота с одного бока на другой) необходимо содействие системы; однако не будьте эгоистом – вы тоже должны ей содействовать (повернуться еще 24 раза). Это и есть те действия, которых бы вы не производили, если бы не было системы.

Таким образом, есть два основных вида затрат времени: «на начальника» и «на систему». Но в наше динамичное время успешная работа невозможна без новаторства, творчества – вашего творчества! А творчество подразумевает выполнение каких-то работ, задуманных вами. Что же получается? Начальство требует умения подчиняться.

Это необходимо, иначе рушится структура ответственности в организации. Вместе с тем вы чувствуете, что иногда в интересах дела хорошо было бы стрелку «повернуть наверх», выкроить время для самостоятельно запланированной работы. Система требует умения приспосабливаться. Это тоже необходимо, иначе может нарушиться взаимодействие в организации. И опять же вы чувствуете, что иногда хорошо было бы «обойти» систему, чтобы высвободить время на решение некоторых своих задач. Именно умение организовать работу так, чтобы найти время для собственного творчества, и отличает руководителя-профессионала от дилетанта.

Leave a Reply