От наставничества к корпоративности

09.11.2016

От наставничества к корпоративностиХотя и невозможно однозначно сказать, что же такое наставник в современной фирме, происхождение и использование «наставничества» старо, как мир. Термин происходит от греческого «ментор», что переводится как «советник». Отношение наставника к подопечному немногим отличается от отношений мастер/ученик, врач/практикант или профессор /студент. В рамках крупной фирмы, наставник — это что-то вроде опекуна или ангела-хранителя, который помогает подопечному освоить премудрости профессии менеджера. Когда опытный, знающий человек постоянно дает советы, делится информацией или помогает менее опытному коллеге набраться мудрости и приобрести навыки работы, говорят, что он превратился в наставника. Конечно, потребность фирм в наставниках и наставничестве отражает потребность в них общества в целом. Наставники выступают в роли моделей, демонстрируя профессиональное поведение, которое ожидают от служащих данной компании. Кроме того, наставники выполняют связующие функции, обеспечивая контакты, помощь и поощрение людям, которым иначе пришлось бы обращаться к нескольким служащим компании. Понятие «старейшина племени» имеет корни во многих культурах, но настоящий наставник — большая редкость в корпоративной среде. Наставничество легко перерождается в метод создания сфер влияния внутри компании.

В этом случае оно представляет собой использование установившихся связей. Наставник требует от своего подопечного лояльности к фирме и хорошей работы в обмен на будущие блага, обычно в виде продвижения по службе, дополнительных полномочий и т. д. Такая взаимная поддержка может породить ситуацию, не лучшим образом влияющую на деловую атмосферу. Наставничество, если понимать его как личные отношение, подрывает моральные основы фирмы и вызывает противодействие подчиненных и коллег. Более того, оно не достигает главной цели — подготовки компетентного менеджера, способного работать с коллективами и отдельными сотрудниками на всех уровнях. В основе подлинного наставничества лежит стремление старших менеджеров подтвердить ценность накопленного опыта и оправдать затраты времени на его приобретение. Личное удовлетворение достигается от передачи другим накопленных знаний и приобретенных навыков.

Поскольку для наставничества, как и для всего остального, нужны способности, не каждый менеджер может стать хорошим наставником. Кроме того, способ и манера передачи знаний не менее важны, чем сами знания. Наставничество подразумевает личные отношения между двумя людьми. По своей природе эти отношения очень близкие, зачастую скрепленные уважением и дружбой. Наставничество — очень деликатный процесс, подверженный влиянию извне и изнутри.

Например, если отношения между наставником и его подопечным оказываются отношениями между мужчиной и женщиной, дополнительное напряжение вызывает относительная романтичность ситуации. Слухи и ревность, расползающиеся по фирме, могут испортить отношения, поэтому с ними приходится бороться. Более хитрая ловушка, чем возникновение романтических отношений между наставниками и подопечными — это псевдородительские отношения. Поскольку наставник обычно старше и, по определению, мудрее, существует опасность возникновения синдрома ребенок/взрослый. Социальная дистанция между наставником и подопечным ставит последнего в зависимое и, зачастую, беспомощное положение.

В результате, его личные и профессиональные успехи оказываются более чем скромными. Подопечный должен иметь право действовать как взрослый, пробовать и ошибаться, делать замечания и разговаривать с наставником на равных. Родительские отношения проявляются в таких фразах, как «Почему бы ему не высказать свое мнение?» или «Если бы она была немного активнее!» Эти жалобы отражают поведение старшего менеджера, которому трудно делить с кем-то ответственность, и который, сознательно или бессознательно, не дает подчиненным действовать самостоятельно. Если наставничество и связано с потенциальными проблемами, то зачем волноваться? В конце концов, совсем не альтруизм заставляет корпорации тратиться на наставничество.

Профессиональные спортивные ассоциации тратят значительные суммы денег и много времени на подготовку молодых спортсменов. Их не останавливают никакие расходы, чтобы новичок в кратчайшие сроки получил интенсивную тренировку и подготовку. Не меньшего ждут и от менеджеров. Наставничество — это долгосрочная программа развития корпорации, и ее нужно проводить, имея ясное представление о конечной цели, и серьезные намерения. Успешное наставничество начинается с соответствующей подготовки обоих участников. И наставник, и его подопечный должны реально смотреть на программу и реально оценивать ее возможности. Важно, чтобы и тот, и другой понимали, какие качества необходимы для полной психологической совместимости, ведь установить хорошие рабочие отношение не проще, чем завязать крепкую дружбу. Может быть, более удачным будет сравнение с теми отношениями, которые у вас сложились с любимым учителем в школе.

Что-то — энтузиазм, мудрость, энергия или оптимизм, которые он смог передать вам, превратили его предмет в самый важный и любимый для вас. Или он с удовольствием проводил с вами время и делился знаниями? Что бы это ни было, в этом и состоит суть и искусство наставничества. Профессиональная подготовка очень важна — это способ научить менеджеров «правильно делать вещи». На этих курсах менеджеры учатся выполнять свои основные функции — планировать, организовывать, управлять, контролировать, решать проблемы и принимать решения. Но никакие курсы не сделают из человека лидера. Необходимость делать нужные вещи в нужное время предполагает готовность пойти на риск, умение понимать суть проблемы и оценивать возможности, а это все личные качества. Если и есть какая-то отличительная черта лидера, так это следующее: лидеры олицетворяют какую-то идею, которую могут принять их последователи.

В условиях фирмы это значит, что подчиненные ясно понимают, чего хочет лидер, чего он добивается и что хочет сделать. Кроме того, лидер постоянно показывает своим поведением и действиями, во что он верит. Именно это понимание конечной цели, или «общей картины», отличает подлинного лидера. © biZataka. ru. При использовании материала гиперссылка на источник — обязательна !