Опыт Южной Кореи: уроки для России

Опыт Южной Кореи: уроки для РоссииОпыт Южной Кореи: уроки для России. Феномен восточноазиатского капитализма (или стран НИС — т.е. новых индустриальных стран) представляет собой особо интересное явление. Этим государствам (а именно Японии, азиатским «тиграм», в т.ч. Южной Корее, а теперь уже и Китаю) удалось сравнительно за короткие промежутки времени добиться впечатляющих экономических успехов и войти в элиту мировой экономики. И путь Южной Кореи является одним из наиболее подходящих для использования в России. Менее чем за 40 лет, с начала 60-х годов, Южная Корея совершила беспрецедентный прорыв от одной из самых отсталых аграрных стран до высших орбит мировой экономики. Южная Корея стала одним из мировых лидеров в области автомобильной, судостроительной, сталелитейной промышленности, производстве бытовой техники и электроники. По итогам за 2006 г. ВВП по паритету покупательной способности Южной Кореи составляет около 1 180 млрд. долл. (11 место в мире), темпы роста экономики — 4.8 %, инфляция — 2.2 %. По ВВП на душу населения страна занимает 46 место с почетным показателем 24 200 долл. на человека.

Для сравнения в России этот показатель почти меньше почти в два раза 12 100 долл. (81 место), а в Китае — почти в три раза — 7 600 долл. на человека. Южная Корея благополучно прошла стадию режима Пак Чжон Хи, безусловно, инновационного, но все же диктаторского, и смогла перейти к достаточно развитой демократии и современной рыночной идеологии. Что особенно важно, страна смогла в кратчайшие смогла преодолеть тяжелейшие последствия финансового кризиса 1997–1998 г. и подтвердить конкурентоспособность своей экономики.

Пак Чжон Хи — «отец» южнокорейских реформ. Генерал Пак Чжон Хи был для жителей южной Кореи безусловным «отцом» нового лица страны, тем человеком, который смог сформировать и реализовать цели государственной политики, реализация которых оказалась на редкость успешной. Начинал он сельским учителем. Затем попал в армию, где сделал карьеру, дослужившись до генерала. В молодости у него был период увлечения коммунистическими идеями. Лидер Южной Кореи был широко известен своим аскетизмом и скромностью. После разделения страны на Юную и Северную часть основная часть промышленных активов осталась на Севере. Юг был самым отсталым и бедным.

Уровень жизни в стране был крайне низким, обычный рис считался деликатесом. Тем не менее, Южная Корея увеличила свой ВВП за период с 1962 г. по 1989 г. (менее чем за 30 лет) с 2.3 до 205 млрд. долл. среднегодовой доход населения — с 87 долларов до 4830 долларов, экономика росла со средними темпами около 8. После проведения «демократических реформ» в конце 1950-х годов политическое и экономическое положение в стране было неопределенным. Пак пришел к власти в результате «мирного» военного переворота в мае 1961 г. под лозунгом «наведения порядка». В стране развернулась борьба с коррупцией, в госаппарате проведена масштабная чистка, был восстановлен общественный порядок.

Однако первоначальный период реформ был не совсем удачным и в 1963 г. Пак даже собирался уйти в отставку, передав власть гражданским, однако затем передумал. В том же 1963 г. он официально победил на президентских выборах и легализовал свою власть. Узнав про успехи Северной Кореи, порожденными первыми успешными шагами «мобилизационной» плановой экономики, Пак сказал: мы сделаем то же самое, только быстрее. Основными идеями реформ было создание экспортно-ориентированной экономики на японский манер, образование крупных компаний с мировым уровнем конкурентоспособности. Заслуга Пака была в том, что он не чурался методов мобилизационной экономики и смог их блестяще реализовать в процессе развития рынка. В стране, как и в СССР, существовали пятилетние планы развития, нами в настоящий момент почему-то незаслуженно забытые. Так называемые «чеболи» — мощные многопрофильные экcпорто-ориентированные холдинги — строились на манер японских «дзайбатсу». В условиях ограниченности ресурсов экономики, дефицита времени единственным выходом было сконцентрировать все ресурсы развития для создания крупных монополий, обладающих повышенным уровнем конкурентоспособности за счет избранности своего положения и помощи от государства.

Однако существенным отличием от японских компаний было отсутствие финансовой самостоятельности и полная зависимость от государства — у чеболей не было своих банков. Их финансирование осуществлялось через государственные банки — в обмен на точное следование правительственным планам по развитию тех или иных производств. У Пака не было возможности что-либо приватизировать, никаких стоящих активов в наследство ему не досталось, поэтому пришлось создавать все заново. При этом талант Пака был огромен — среди своего окружения он смог найти и выделить наиболее талантливых людей, практически не имевших такого бизнес-опыта, какой имеют сейчас многие крупнейшие российские бизнесмены.

И эти кадры действительно решили все, они не подвели своего Президента. Развитие экономики началось с развития легкой промышленности, продукция которой успешно продавалась на экспорт, требовавшей трудоемкого, но неквалифицированного труда. Затем предпринимательский опыт, полученный в этой области, в 1970-х годах был применен при формировании тяжелой промышленности, а также высокотехнологических областях электроники и бытовой техники. Интересный пример о становлении чеболей приводит профессор А. С. Селищев. «Пак вызвал на ковер всех ведущих бизнесменов страны… и начал постановку … задачи.

В качестве таковой объявлялось создание высокоэффективной экономики, способной конкурировать с Японией и прочими экономическими монстрами… Цой, ты каким бизнесом занимаешься? — Производство риса и игорный бизнес. — Будешь строить суда! Надо утереть нос британцам и норвежцам! — Но я не могу! … — Я тебе помогу. Государство тебе поможет. Будет трудно поначалу.

Но мы победим. Главное — помоги стать Корее могущественной державой, и мы тебя озолотим. Откажешься — обижусь. Понял. … Ким будет производить телевизоры и магнитофоны… Чо — автомобили… » (А.С.Селищев, Н.А.Селищев, «Китайская экономика в XXI веке», СПб, Питер, 2004 г. Краткая история основных «чеболей. Известно, что основатель компании Hyundai Чжон Джу Ен начинал в 1948 г. с небольшой авторемонтной мастерской. Компания Hyundai начала работу с получения строительных заказов, затем во время войны во Вьетнаме выполнила заказ на строительство базы ВМС США. Следующим этапом было получение заказа на строительство порта Дубай в Саудовской Аравии.

Затем интересы группы перешли в сферу производства автомобилей, судов, электроники, полупроводниковой техники. Показательно развитие судостроительной отрасли, также отработанной на базе Hyundai, — менее чем за 10 лет (!) ставшей одной из лидирующих в мире. Еще в конце 60-х годов около половины всех произведенных в Южной Корее судов были рыбацкими судами с деревянными (!) корпусами. В 1973 году стали работать первые верфи концерна Hyundai, а в середине 1980-х годов Южная Корея занимала уже второе место по тоннажу производимых судов в мире. В 2000 году в стране было произведено около 35 % мирового тоннажа грузовых судов. Основатель компании Samsung Ли Бен Чуль начинал свою бизнес-карьеру с небольшой фабрике по очистке риса в 1935 г. Основной ассортимент компании включает аудио и видео технику, фотоаппараты, компьютеры, полупроводниковую технику. В 1990 г. фирма стала одной из ведущих компаний в мировой электронной промышленности, крупнейшим производителем цветных кинескопов для телевизоров.

Компания работает также в сфере машинного оборудования (электростанции, переработка отходов, обработка материалов), производство аэрокосмической техники, судов, нефтехимия (полимеры, пластики, химикаты). В холдинге имеется собственная финансово-страховая группа. Скажем всего несколько слов об этой компании. Ее основные сферы деятельности: электроника, сотовые телефоны, химическая продукция, машиностроение, металлургия, энергетика, текстильная промышленность. Однако модель развития, связанной с монополией государства на финансирование, имела неизбежный порок — расцветавшую коррупцию, когда компании стали решать свои проблемы путем соответствующей «обработки» государственных чиновников.

И если Пак в силу своей аскетичности очень четко следил за коррупцией и воровством в стране, и успешно контролировал деятельность чеболей, то при его приемниках коррупция стала стремительно разрастаться. Жертвами этих скандалов пал даже один из Президентов страны. По мере роста влияния чеболей, приведшей к потере механизма их эффективного контроля, происходило накопление существенных ошибок в их работе. Компании сделали ряд ошибок, сделавших избыточные капиталовложения в нерентабельные проекты, происходило распыление ресурсов из-за чрезмерной диверсификации направлений деятельности чеболей, снижавшую их эффективность. Многие из них стали повторять широкую известную ошибку многих «больших» компаний, они стали думать что они «слишком большие, чтобы…» разориться (to be big to fall. Использование взятых у государственных банков средств осуществлялось все менее эффективно, а долговое бремя росло все больше и больше. Так у многих компаний отношение долга к капиталу доходило до 5. В итоге такое положение вещей привело к атаке на корейский вон, закончившейся его девальвацией и развитием сильнейшего кризиса в 1997 г. Напомним, что многие наши крупнейшие госкомпании в настоящий момент совершают аналогичные ошибки. И закончится ли эта история счастливым концом — пока непонятно.

Прошедший кризис для Южной Кореи имел «очищающее» значение. В результате принятых мер изменилась структура самих чеболей, их структура была реорганизована, «лишние» активы были переданы тем чеболям, где их использование было бы более эффективно, исходя из их рыночного профиля. Увеличился уровень контроля за чеболями, повысился их уровень менеджмента, прозрачности. Повысилась эффективность банковской системы. В результате ее приватизации включились рыночные механизмы предоставления ресурсов, при котором все неэффективные предприятия оказались изолированы от получения ресурсов. Развитие малого и среднего бизнеса.

После кризиса более рыночное мышление нового руководства страны помогли улучшить позиции среднего бизнеса. Мелкому бизнесу были облегчены условия долгового бремени путем реструктуризации и частичного списания. Банки, ставшие в значительной степени частными, и на печальном опыте познавшие, чего может стоить крупные «невозвратные» кредиты, более охотно стали сотрудничать с мелкими и средними предприятиями. Регистрация предприятий стала носить заявительный характер. С участием государства были созданы консалтинговые, технические, кадровые центры, инвестиционные фонды по поддержке малого и среднего бизнеса. Специально для этого сектора экономики была создана ассоциация внешней торговли, помогающая продвижению товаров на внешних рынках путем организации помощи на выставках и ярмарках. Были созданы специальные фонды по развитию производств, в основном легкой промышленности, на территории Северной Кореи, использующие ее дешевую рабочую силу. Получили развитие специальные центры розничной торговли, предоставляющие площади за льготную низкую плату. В совокупности этим меры привели к значительному росту выпуска продукции этого сектора.

Реализация программы повысила занятость населения, способствовала улучшению социального климата в стране. (Напротив, проблема развития малого бизнеса в России со стороны государства до сих пор не имела адекватного внимания. Тем не менее, все меняется, и в программе развития страны до 2020 г. а также выступлениях Д. Медведева — этому вопросу уделено значительное место. По количеству производимой атомной электроэнергии страна входит в шесть крупнейших производителей мира. Южная Корея имеет 20 атомных блоков, согласно планам развития атомной энергетики, их число увеличится к 2020 году на 10 и достигнет 30. Эта программа предусматривает создание полного собственного цикла технологии строительства атомных реакторов. Для сравнения отметим, что согласно программе развития атомной энергетики России на период 2007-2015 годы планируется строительство 10 новых энергоблоков общей мощностью не менее 9.8 ГВТ. При этом в Китае до 2020 г. планируется построить 32 блока (!). И если энергетическое обеспечение наших амбициозных планов будет неадекватным, они могут столкнуться с самыми серьезными ограничениями. Образование и наука.

Руководство страны четко понимает, что именно развитие образования и науки является фундаментальной предпосылкой успешного экономического развития. В стране имеется 408 высших учебных заведений и колледжей, 3.5 млн. студентов — из них 32 % получают инженерное образование. По удельному числу студентов страна занимает одно из ведущих мест в мире. Помимо государственных, особенно велики частные вложения в развитие науки за счет пожертвований крупнейших корпораций страны. Согласно планам правительства, к 2012 году страна планирует войти в пятерку стран с самой развитой наукой и техникой. С этой целью планируются массированные инвестиции в самые передовые отрасли науки и технологии, объем затрат на НИОКР составит до 3.5 % ВВП. Уроки для России. И в Корее, и в Китае новая рыночная экономика и рыночные предприятия создавались не путем приватизации, а строились с нуля. У нас, напротив, все бросились приватизировать остатки великой державы — СССР.

Но крупных новых предприятий, особенно в промышленном производстве, по сути, не создано. Именно и только поэтому Россия ни может сравниться ни с Китаем, ни с Южной Кореей. Наши капитаны бизнеса пока отличились лишь тем, что смогли сохранить и приумножить старое, но до создания инновационных продуктов мирового уровня они пока не дошли. Конечно, наше государство сейчас делает определенные попытки пойти южнокорейским путем.

В своем послании В. Путин заявил о развитии судостроительной области. Появились интересные совместные проекты по строительству гражданских самолетов на базе концерна Сухого. И Путин и Медведев подтвердили курс на развитие инновационной экономики. Но до Южной Кореи нам пока очень далеко. Хотя успехи российской экономики и велики, но они все-таки относительны. И все потому, что эффективность нашей экономики крайне низка. Сейчас мы по уровню ВВП на 9 месте в мире (1.7 трлн. долл.) и почти догнали небольшую Италию, производящую чуть больше.

Да, с учетом того, что темпы роста в Европе составляют 2-2.7 %, а у нас 6-8 %, мы можем в течение нескольких лет обогнать Францию (7 место, 1.87 трлн. долл.), Англию (6 место, 1.903 трлн. долл. ), позже — Германию (5 место 2.583 трлн. долл.) и по величине ВВП и выйти на 5 место в мире. Однако наша страна с населением 140 млн. человек и с самой большой территорией в мире не может производить такой же объем продукции, сколько сравнительно небольшие государства.

Так что если мы хотим строить высокоразвитую экономику, нам следует иметь более высокие амбиции в будущем. И если у нас будет российское экономическое чудо, т.е. средние темпы роста экономики составят около 9 %, что вполне достижимо, РФ к 2030 году спокойно могла бы выйти на 4 место в мире. Так почему поток нефтедолларов пока не идет в инновационные отрасли? Ответ прост — национальной буржуазии не всегда выгодно идти инновационным путем — для этого нужна политическая воля государства. И, судя по плану Путина-Медведева, теперь она может начать появляться. Существует некий миф, что, мол, мы, русские — не такие работящие как немцы, китайцы и корейцы. В то же время посмотрите на Южную и Северную Корею. Вот вам два одинаковых народа, но находящихся в разных экономических и политических системах.

Увы, Северная Корея (с ВВП 40 млрд. долл. — в 30 раз меньше и темпами роста — 1%) по сравнению с Южной пребывает в полной нищете и поразить мир ничем не может. Таким образом, главное — не изначальный менталитет нации, а наличие условий для развития эффективной рыночной системы, позволяющей его проявить. Но главное даже не это. Все очень просто — РАЗВИТИЕ НАЧИНАЕТСЯ ТОЛЬКО В ТЕХ СТРАНАХ, ГДЕ ВЛАСТЬ СТАВИТ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ. Нет таких задач — ничего не изменится. План экономического развития поставил задачу кардинальным образом улучшить благосостояние людей и вывести страну в мировые лидеры — и использование лучшего мирового опыта нам не помешает.

Так давайте его изучать и использовать на практике. К. Асмолов, Генерал Пак Чон Хи, Очерк политической биографии, «Сеульский вестник. Экономика Южной Кореи (статья в Википедии. А.С.Селищев, Н.А.Селищев, «Китайская экономика в XXI веке», СПб, Питер, 2004 г. Республика Корея: достижения догоняющего развития. Б.Б.Рубцов, «Реформа финансового сектора республики Южная Корея: опыт преодоления кризиса» ( «Сеульский вестник.

Валерий Гуенков, «Студентов в Корее становится всё больше.

Leave a Reply