Неэкономическая среда бизнеса

10.09.2016

Неэкономическая среда бизнесаНеэкономическая среда бизнеса. Бизнес и политика. Деловые связи субъектов бизнеса выступают как объект влияния не только экономической среды бизнеса, но и неэкономической среды. Под неэкономической средой бизнеса здесь и далее понимается совокупность факторов, условий осуществления субъектами бизнеса деловой деятельности, а также окружение субъектов бизнеса, которое формируется за пределами непосредственно экономики. Элементами неэкономической среды бизнеса являются различные общественные (социальные) отношения, процессы и институты, а также отношения и процессы, складывающиеся в природе (мире естественного существования людей как субъектов бизнеса). Подобно тому, как в экономической среде бизнеса можно выделить деловые связи между субъектами отношений, инфраструктуру этих отношений и связей, структурные уровни данных отношений, в неэкономической среде бизнеса так же выделяются неэкономические деловые связи субъектов бизнеса, мобильная и институциональная инфраструктура неэкономической среды бизнеса, а также структурные уровни отношений в неэкономической среде бизнеса (микро-, мезо-, макро-, мегауровни неэкономической среды бизнеса.

Подробное исследование и изложение содержания и особенностей неэкономической среды бизнеса не входит в число задач курса Основы бизнеса. Нам важно лишь остановиться на краткой характеристике некоторых ее элементов. Социально-культурная среда бизнеса включает в себя жизненные ценности, традиции населения региона, страны, мира. Социальная структура населения, ее расслоение предопределяет характер запросов, существующих в обществе.

Сокращение населения России, к примеру, влияет и на сокращение предложения рабочей силы на рынке труда и на состояние и развитие потребительского бизнеса. Уровень культуры населения оказывает влияние на организацию бизнеса и на микроуровне, и на макроуровне, и на мегауровне. На микроуровне социально-культурная среда оказывает влияние на организацию деятельности фирмы. Культура в обслуживании покупателей вызывает доверие и к фирме, и к товарам, способствует росту продаж. На макроуровне на развитие деловых связей субъектов бизнеса влияют разного рода национальные доктрины образования, развития науки, идеологические приоритеты в обществе, уровень открытости и гласности в обществе. На мегауровне влияние этой среды можно обнаружить, например, в европеизации, либо в американизации ментальности российских предпринимателей – например, в стремлении последних следовать европейским, либо американским стандартам в отношении к партнерам по бизнесу и клиентам.

Технологическая среда бизнеса характеризует возможности общества с точки зрения техники и технологических процессов, которые можно использовать в бизнесе. Применение технологий высокого уровня обеспечивает конкурентоспособность товаров. Их внедрение требует подготовленной, обученной рабочей силы, хотя и уменьшает потребности в количестве работников. Ответ на вопрос как производить продукцию? можно получить, лишь обратившись к особенностям технологии производственной или иной деятельности. Конечно, применяемая технология обусловлена и тем, что именно производят. Но не менее существенно знать, каков уровень технологического развития государства. Если в обществе низкий уровень развития науки и техники, то фирме трудно удовлетворить в полном объеме потребности людей в высококачественных товарах.

Примитивными орудиями труда невозможно организовать массовое производство полезной продукции. Выбор субъектом бизнеса технологического способа производства того или иного продукта обеспечивает различный уровень его качества, различия в затратах на процесс его изготовления. В свою очередь уровень технологического развития государства, технологическое состояние национального общественного производства ограничивают деловые возможности фирмы, создают национальный технологический коридор ее свободы, а это в свою очередь заставляет менеджеров фирмы искать прогрессивные технологии в других странах. Так, например, основная масса пользователей персональных компьютеров России – домохозяйства.

Покупатели в основном используют продукцию не российских производителей. В лучшем случае российские производители из деталей, произведенных в других странах, собирают компьютеры и продают их. Когда необходимые технологии находятся в других странах, фирма пытается приобрести их у иностранных поставщиков. В этом случае она становится субъектом международного бизнеса. Физическая (географическая) среда бизнеса влияет на те возможности, которые может использовать предпринимательская фирма для организации бизнеса.

Например, наличие в земле природных ископаемых является предпосылкой для их добычи. Уникальные природные ландшафты позволяют создавать туристические и курортные зоны. Наконец, обратимся к политической среде бизнеса . Политика – это важнейшая составная часть среды бизнеса.

Влияние политики на деятельность субъектов бизнеса чрезвычайно велико. Вместе с тем все группы субъектов бизнеса, прежде всего предпринимательские фирмы, заинтересованные в проведении определенной политики, активно влияют на поведение отдельных политических деятелей, политических партий и их представителей. Даже наемные работники, участвуя в качестве избирателей депутатов в органы государственной власти, участвуют в формировании политического курса страны. Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим правильно сделанные прогнозы Форекс могут сделать вас аспидски богатым. Политика представляет собой сферу отношений, в которые вступают люди, стремящиеся к достижению административной власти. Подробное изучение данной сферы не является задачей курса Основы бизнеса, мы остановимся лишь на определенном аспекте политики – ее связи с бизнесом.

Эта связь имеет двусторонний характер. С одной стороны, политика в общем случае является продолжением деловых интересов, порождением деловых отношений во. внешнеэкономической сфере. С другой стороны, реальный бизнес часто оказывается поставленным в зависимость от политической ориентации тех или иных партий, отдельных руководителей, является как бы продолжением политики в сфере экономики. И в прошлом и в настоящем отдельные люди приступали к политической деятельности с целью обеспечения административных гарантий успешного занятия бизнесом . Такие гарантии давало наличие административной власти. В настоящее время политика превратилась в особую разновидность профессиональной деятельности. В развитых странах политик – это не только призвание, но и прежде всего профессия. Университеты готовят специалистов по политическому маркетингу, лоббизму, политическому менеджменту, партийной работе, имиджеологии и конфликтологии.

Лобби (от англ. Lо bbi – кулуары) – действия государственных органов, законодательных, исполнительных, судебных властей, направленные на поддержку отдельных отраслей экономики, предприятий, социальных групп, продиктованные не только объективной необходимостью, но иногда подкупом должностных лиц. Лоббисты в лице представителей власти способствуют своим подопечных в получении выгодных государственных заказов, кредитов, помощи, льгот, лицензий, благоприятных условий экономической, коммерческой деятельности. Тем не менее, политика по-прежнему является производной бизнеса . Это происходит потому, что в основе политической деятельности в борьбе за административную власть по-прежнему лежит стремление субъектов бизнеса навязывать свои вполне определенные деловые интересы другим субъектам. В настоящее время эти люди действуют не в одиночку, обычно они создают политические партии – организации для борьбы за достижение и удержание власти.

Название партий имеет, как правило, абстрактный характер, главным же является единство интересов их членов. В основе создания политических партий могут лежать интересы разных групп предпринимателей. Возможно возникновение партий, отражающих прежде всего интересы мелких предпринимателей, интересы наемных работников. Конкретное наполнение партийных программ может быть одинаково, как и политические лозунги партий. Захватив власть, политическая партия стремится создать условия, благоприятствующие деятельности победившей группы бизнесменов. Это проявляется. – в лоббировании определенных предпринимательских программ. – в распределении государственных заказов ; – в принятии определенных законодательных документов .

выгодных определенным бизнесменам. – в управлении статьями государственного бюджета. Но ни одна партия не может сформировать систему отношений, при которой интересы победившей политической группы оказались бы абсолютно преобладающими над интересами других общественных групп. В противном случае победившая политическая партия может быстро утратить власть и не переизбраться на последующий период. Вместе с тем, придя к власти, эта группа получает возможность проводить интересующую ее политику в разных сферах жизни, в том числе и в экономике. О том, что дело обстоит именно так, т.е. что политика не просто пассивно следует за интересами деловых кругов, а напротив, активно формирует определенные модели развития экономики, говорят некоторые определения. К ним относятся, например, Новый курс Рузвельта, рейганомика, тэтчеризм (Ф.Д. Рузвельт – Президент США в 1933–1945 гг. Р. Рейган – Президент США в 1981–1989гг. М. Тэтчер – премьер-министр Великобритании в 1979–1989гг. ). К числу таких определений можно, видимо, отнести и известный у нас термин перестройка, отражающий попытки Президента СССР М. Горбачева осуществить переход страны от прежней экономической модели государства к рыночной экономике.

Действия политических партий, осуществляющих административную власть, всегда имеют конкретный характер. Эти действия могут по-разному влиять на развитие деловых отношений. Так, некоторые партии больше внимания уделяют стимулированию предпринимательства (в этом, к примеру, состояла отличительная черта рейганомики), другие партии, напротив, принимают меры по социальной поддержке населения в качестве первоочередных (это характерно для так называемых социал-демократических моделей экономики). Одни партии делают ставку на национализацию предприятий, другие – на их приватизацию. Подробнее о политической среде бизнеса подробно вы узнаете, изучив курс Основы политологии и спецкурс Бизнес и политика.