Наши люди в северной Европе

17.11.2016

Наши люди в северной ЕвропеНаши люди в северной Европе. Российские гонщики, уже по традиции, стартовали в чемпионате NEZ по ралли-кроссу Виталий БЛИНУШОВ, фото автора и Rune Johannesen. В старушке Европе ралли-кросс является одним из самых развитых и массовых видов автомобильного спорта. Особенно гонки по асфальтово-грунтовым трассам популярны в Скандинавии, где ралли-кроссом начинают заниматься чуть ли с детских лет, а соревнования различного уровня проходят практически каждый выходной. И результат налицо — львиная доля чемпионских титулов в европейском ралли-кроссе на счету у пилотов-северян.

Отдельный чемпионат северо-европейской зоны (NEZ) по ралли-кроссу впервые состоялся в 2005 году, и сразу же снискал популярность у спортсменов из Скандинавии и балтийских стран. Правда, громкими именами похвастать эта серия не могла, став отдушиной пилотов без больших бюджетов. Тем не менее, уровень конкуренции в чемпионате NEZ всегда был довольно высоким, а лучшим из «выпускников» северо-европейского первенства можно с уверенностью считать латвийского юниора Рейниса Нитишса, который в этом сезоне не знает себе равных в дивизионе Super 1600 чемпионата Европы. Соревнования в северо-европейской зоне проходят в четырех классах. Два международных дивизиона — Super 1600 и Super Cars —соответствуют одноименным зачетам европейского чемпионата. Гонки в классах NEZ 2000 и NEZ Open проходят по национальным требованиям, и в них допускаются только автомобили с приводом на одну ось. Главное отличие этих классов — кубатура двигателя: в NEZ 2000 стартуют машины с силовыми агрегатами рабочим объемом до двух литров, а NEZ Open никаких ограничений по «литражу» и вовсе не существует. Последний дивизион является в последние годы самым массовым, а дебютный этап этого года собрал под свои знамена аж 32 участника.

Календарный план северного чемпионата включает в себя четыре гонки в Норвегии, Дании, Латвии и Литве. Притом организаторы умудрились сделать чемпионат очень компактным: серия стартовала 23 июня в Норвегии, а завершится уже 21 июля на литовской трассе Вилькичай. В Скандинавии в ралли-кроссе выступают буквально все, что только может двигаться. Особенно радует разнообразием техники дивизион NEZ Open, где сильнейшим в дебюте сезона стал норвежец Терье Морстад на BMW. Облюбовали чемпионат NEZ и наши соотечественники, которые посещали серию с самых первых гонок.

Причем, основные силы российского десанта всегда выступали в 1600-кубовом дивизионе. Лучшими достижениями наших пилотов за всю историю чемпионата стали два третьих места: воронежский пилот Владислав Кузьмин взял бронзу NEZ в 2008 году, а москвичка Татьяна Елисеева повторила его достижение в 2011-м. Ну а в этом сезоне на штурм европейских трасс отправился самарский пилот Роман Степаненко, который дебютировал в ралли-кроссе лишь два года назад. Для Романа, до этого выcтупавшего лишь на отечественных трассах, выезд на стартовую гонку сезона в норвежский город Момаркен стал своего рода пробой пера в дивизионе Super1600. Показав на хронометраже четвертое время из пятнадцати участников, самарский пилот сделал неплохой задел, но сильный дождь, пролившийся над норвежской трассой, спутал все карты пилоту Лады-Калины. Из-за отсутствия подходящих шин Роман показывал времена во втором десятке, и по результатам трех квалификационных серий попал лишь в финал «Б». Но и тут Степаненко не повезло – после столкновения с одним из пилотов на старте гонки Роман откатился в самый хвост пелотона и наверстать упущенное за скоротечный заезд, увы, не смог. Первый европейский блин для Романа Степаненко вышел комом, но та скорость, которую самарский пилот продемонстрировал в Момаркене, обнадеживает.

В итоге россиянин классифицировался только четырнадцатым, а победу в 1600-кубовом классе одержал литовский пилот Эрнестас Стапонкус, который выступал на хэтчбеке Volkswagen Polo из-под серебряного призера чемпионата Европы минувшего года, поляка Кшиштофа Скорупски. Победитель первого этапа чемпионата NEZ 1600-кубовом дивизионе, литовец Эрнестас Стапонкунас. Впрочем, у Романа Степаненко еще есть шансы поправить свое турнирное положение – в его планах значатся старты во всех четырех этапах северо-европейского первенства, ближайший из которых пройдет в эти выходные в Дании. Чемпионат северо-европейской зоны (NEZ) по ралли-кроссу 1-й этап. Момаркен (Норвегия), 22-23 июня Итоговые результаты.

Класс NEZ Super 1600. Читайте также: 25 и 26 августа на Сочи Автодроме при поддержке группы ВТБ пройдёт автомобильный фестиваль «Зажигание-2017». В грандиозном шоу примут участие первый российский пилот Формулы 1 Виталий Петров, резервный пилот команды Renault F1 Сергей Сироткин, чемпионы России по ралли и кольцевым гонкам, победители ралли-рейдов «Дакар» и «Шёлковый путь», а также дрифтеры и каскадёры. 25 августа перед зданием Главной трибуны Сочи Автодрома стартует ретро-ралли. Раритетные экземпляры самых известных автомобильных марок проедут по всему городу-курорту. 26 августа пройдёт торжественная церемония открытия, после чего начнётся обширная программа гоночного шоу, которая завершится уже вечером на Центральной площади Олимпийского парка концертом и праздничным фейерверком. В фестивальные дни гости смогут пообщаться с пилотами, получить автографы и прокатиться по трассе Формулы 1 на гоночном такси. Для зрителей будут работать развлекательные и интерактивные зоны, выставка спортивных, ретро- и тюнингованных автомобилей, а также фудкорты с едой на любой вкус. Участники фестиваля «Зажигание-2007»: Виталий Петров – пилот программы SMP Racing, первый российский призовой пилот Формулы 1; Сергей Сироткин – пилот программы SMP Racing, резервный пилот команды Рено Формулы 1; Сергей Успенский – пятнадцатикратный чемпион России по автоспорту; Айрат Мардеев – победитель ралли-рейдов «Дакар» и «Шёлковый путь»; Эдуард Николаев – чемпион России, двукратный победитель «Дакара»; Дмитрий Сотников – победитель ралли-рейдов «Африка» и «Шёлковый путь»; Виктор Шайтар и Алексей Басов – пилот программы SMP Racing, обладатели приза FIA Endurance Trophy for. Дэвид Култхард: Я не понимаю решения Верляйна. Вольфф: Лидирующий пилот получит приоритет. GP2: Гасли завоевал поул в Малайзии, Сироткин четвёртый. GP2: Сироткин лучший в первый день тестов в Барселоне. Баттон: Алонсо более сложный соперник, чем Хэмилтон. Как это работает: Виртуальный автомобиль безопасности. Соцсети Формулы-1: бездомный «Лотус» и новый пилот «Уильямса.