На Севере появится крупный европейский порт

07.12.2016

На Севере появится крупный европейский портНа Севере появится крупный европейский порт. На Кольском полуострове началась реализация уникального крупномасштабного инвестиционного проекта, благодаря которому мурманский порт станет одним из ведущих европейских портов. В начале прошлого века при принятии решения о прокладке железной дороги на Кольский полуостров государство Российское преследовало одну цель — построить порт на севере державы для охраны ее рубежей и развития мореходства. При этом учитывались безусловные преимущества Кольского залива: защищенная от волнения акватория, свободная, незастроенная и неосвоенная территория, свободный выход в открытый океан. Сейчас к перечисленному добавились уже современные благоприятные факторы: возможность использования международных транспортных коридоров («Севморпуть», «Транссиб» и «Север — Юг»), близость к европейскому и американскому рынкам, надежные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Кольский полуостров с промышленно развитыми регионами России, относительно небольшая интенсивность судоходства. Одним из главных преимуществ мурманского порта является незамерзающая глубоководная акватория, позволяющая при определенных условиях принимать суда дедвейтом свыше 300 тысяч тонн. В Кольском заливе уже работает рейдовый перегрузочный комплекс «Белокаменка» дедвейтом 360 тысяч тонн. Сейчас мурманский порт работает на пределе возможностей. Его максимальная проектная нагрузка — 10 миллионов тонн грузов в год. А на сегодняшний день грузооборот порта составляет 16 миллионов тонн сухих грузов.

Спасением стала идея создать в Кольском заливе Мурманский транспортный узел (МТУ). В конце 2007 года министр транспорта России Игорь Левитин утвердил генеральную схему развития Мурманского транспортного узла, разработанную в рамках реализации Транспортной стратегии РФ. Генеральная схема развития МТУ предусматривает модернизацию существующих на восточном берегу Кольского залива терминалов Мурманского морского торгового порта (на этом берегу расположен и сам город) и строительство новых портовых терминалов на почти не используемом сейчас западном берегу залива. Также запланировано сооружение железнодорожных подъездных путей и сетей электрификации. На территории нынешнего мурманского порта схема предполагает модернизацию существующего угольного терминала с увеличением его мощности до 9,4 миллиона тонн в год и строительство контейнерного терминала на 1 миллион TEU (эквивалент одного стандартного 20-фунтового контейнера) в год. На западном берегу Кольского залива в числе прочих будут построены крупнейший в России угольный терминал грузооборотом 18 миллионов тонн в год и нефтеналивной терминал на 25 миллионов тонн в год. К этим терминалам планируется протянуть железнодорожную линию длиной 26 километров. Чтобы справиться с возросшим грузопотоком, будут расширены станции Мурмаши и Выходной Октябрьской железной дороги, а линия Мурманск — Санкт-Петербург на всем протяжении станет двухпутной и будет электрифицирована. Всего проект создания МТУ предусматривает финансирование из всех источников на уровне 300 миллиардов рублей. В итоге грузооборот мурманского порта должен возрасти с нынешних 22 миллионов тонн в год до 50 миллионов тонн к 2010 году и 75 миллионов тонн к 2015 году. Чтобы рассчитывать на такие грузопотоки, необходимо создать в портовом транспортном узле конкурентоспособные предложения. И один из самых действенных инструментов для повышения привлекательности мурманского порта — создание на его территории особой экономической зоны (ОЭЗ. В портовой ОЭЗ будут действовать свободный таможенный режим и система налоговых льгот.

Правда, эти преференции будут распространяться не на все предприятия, работающие в ОЭЗ, а лишь на резидентов. Чтобы стать резидентом, компания должна инвестировать не менее 100 миллионов евро в строительство объектов инфраструктуры нового морского порта или не менее 3 миллионов евро при реконструкции уже существующих мощностей. В схеме ОЭЗ мурманского порта, разработанной региональным департаментом экономического развития, представлены несколько резидентов. На восточном берегу — это «Мурманский морской торговый порт», «Судоремонтный завод «Морфлота» и компания «Норильский никель. На западном берегу нефтеперевалочный комплекс будет возводить корпорация «Синтез Петролеум», а угольный порт «Лавна» — «Кузбассразрезуголь» совместно с Кемеровским холдингом «Сибирский деловой союз. От предприятий-нерезидентов, которые будут работать в ОЭЗ, не требуется объемных инвестиций, но и на таможенные и налоговые послабления они рассчитывать не смогут. — Очень жаль, что не удалось включить в схему ОЭЗ мурманский рыбный порт, — говорит заместитель руководителя департамента экономического развития Мурманской области Виктор Горбунов.

— Сейчас порт выставлен на торги, и неизвестно, сохранит ли новый владелец рыбную специализацию предприятия. А рыбопереработка — это, пожалуй, самый удачный вариант для портовой зоны. Ведь суда могли бы с промысла заходить в ОЭЗ, не пересекая при этом госграницы (по правилам госграница будет проходить по внешнему периметру особой экономической зоны), выгружать улов и снова уходить в море. Привезенную рыбу можно потом частично отправлять на внутренний рынок, а частично перерабатывать на территории ОЭЗ и без всяких таможенных проволочек везти на продажу за границу. И чтобы в нашей ОЭЗ присутствовал этот вид деятельности, на западном берегу залива планируется создать рыбный терминал «Гольфстрим.

Особая экономическая зона в порту Мурманск должна стать ключевым звеном отечественной транспортной системы, создать достойную конкуренцию портам Норвегии и Финляндии при вступлении России в ВТО, показать пример эффективной совместной работы государства и бизнеса по развитию инфраструктурных проектов и формированию высокотехнологичного облика российской экономики. Реализация этих проектов выдвинет мурманский порт в разряд крупных североевропейских портов, позволит создать современную инфраструктуру для перевалки всех видов грузов, создаст предпосылки для развития Северного морского пути, а также позволит перераспределять потоки грузов и капиталов в интересах Российской Федерации. губернатор Мурманской области. Еще в 30-е годы прошлого века советское руководство не раз отмечало, что из всех советских портов только Мурманск имеет свободный выход в Мировой океан. И поэтому Кольский залив может и должен быть плацдармом влияния на международную политику и экономику. И, хотя времена «холодной войны» уже позади, сегодня продолжается соревнование между крупными странами в конкурентоспособности, технологиях, мобильности. В этом отношении порт Мурманск сохраняет свое значение для Северо-западного региона и страны в целом и занимает лидирующие позиции по росту грузооборота и темпам развития.

Однако для превращения порта Мурманск в действительно крупный транспортный узел на севере Европы, который мог бы конкурировать с такими портами, как Гамбург или Роттердам, необходимо получить статус свободного порта или создать на его территории особую экономическую зону портового типа. И мы благодарны президенту Владимиру Путину, который поддер-жал инициативу правительства Мурманской области по созданию портовых особых экономических зон. Мурманская область в соответствии с условиями конкурса, объявленного Минэкономразвития России, готовит заявку на создание портовой особой экономической зоны в порту Мурманск и, надеюсь, что наши доводы будут правильно восприняты правительством, тем более что желание выступить резидентами зоны уже высказали четыре крупных предприятия, связавших свой дальнейший бизнес с нашим регионом. Приток инвестиций, рост ВРП, дополнительные налоговые поступления в бюджет области позволят увеличить возможности Мурманской области для создания современной общественной инфраструктуры, модернизации и ускорения развития отраслей, определяющих качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, культура, жилищный сектор), ликвидируют безработицу, снизят уровень бедности, обеспечат значительное повышение благосостояния населения.

Leave a Reply