Маркетинг по-русски: загубим малый бизнес на корню!

04.11.2016

Маркетинг по-русски: загубим малый бизнес на корню!Реклама – двигатель торговли. Вряд ли кто-то с этим не согласится. Конечно, нас всех раздражает, когда в середине любимого сериала появляется тетя Ася и машет нам с экрана белой простыней, или Волочкова предлагает поцеловать ее в пачку. Выходя из метро, мы не приходим в восторг, когда на нас тут же накидывается толпа промоутеров и втюхивает яркие визитки с предложениями купить меховую шапку со скидкой 70%, 10 суши по цене 5 и сделать маникюр практически даром. Но с другой стороны, при здравом размышлении, мы прекрасно понимаем, что если бы не реклама, мы бы не знали, чем стирать белье и какой лимонад пить. А если б не вывески, штендеры, промо-акции, проблемой бы стал даже поиск парикмахерской. Реклама раздражает, когда тебе вроде как ничего не надо. А когда вдруг резко что-то понадобилось, раздражает ее отсутствие. Каждый из нас попадал в ситуацию, когда надо было найти какой-нибудь магазин, салон или офис, и на поиски было потрачено слишком много времени.

В сердцах мы кидаемся фразой: «Хоть бы вывеску повесили что ли!». Собственно, о чем я. О вывесках. Любой предприниматель, начиная свой бизнес, первым делом думает, как разрекламировать свои услуги или товар. Поведаю свою рекламную эпопею: 1. Использование рекламной площади арендодателя. Поскольку я арендовала помещение в предкассовой зоне универсама одной из крупных розничных сетей, мне было сказано: наружная реклама исключена, поскольку нечего мне своими мелкими услугами марать их бренд – я должна радоваться, что меня вообще туда пустили (для справки – за очень немалые деньги). А если я хочу повесить рекламу на окнах своего павильона, я должна ежемесячно платить дополнительную сумму (тоже немалую, надо отметить) помимо арендной платы.

В противном случае у меня ее сдерут. Я подумала и решила, что игра не стоит свеч. 2. Рекламные вывески. Поскольку использовать золотые (судя по стоимости аренды) стены помещения арендодателя мне запретили, я позвонила в рекламное агентство, чтобы выяснить, какие вообще варианты в моем случае существуют. Как выяснилось, вариантов нет. Я поинтересовалась, сколько будет стоить размещение рекламного баннера, скажем, на стене ближайшего жилого дома. Агент ответила, что, во-первых, мне самой предварительно придется согласовывать этот вопрос с ТСЖ этого дома, во-вторых, платить ему ежемесячно довольно приличную сумму, если они согласятся. Ну и в-третьих, стоимость согласования с городскими властями и изготовления – около 60 000 руб. Кто знает доходы мелких предпринимателей, поймет мои чувства.

3. Следующий вариант, который я предложила рассмотреть агенту – консоль на столбе. Она сразу заявила: нет, нет и еще раз нет, поскольку согласовывать их надо и с городом, и отдельно – с ГИБДД, и суммы эти нереальны. На мой вопрос, неужели все те вывески, которыми увешано полгорода, согласованы с ГИБДД, она ответила – вешают на свой риск и страх, но штрафы за это очень серьезные. Ясно, отпадает. К слову, спустя несколько месяцев мой коллега – тоже предприниматель – повесил консоль на столб. Не прошло и недели, как объявился странный субъект, заявивший, что он инспектор какой-то там службы, и что за вывеску предусмотрена ответственность, но за скромное вознаграждение он готов закрыть на нее глаза. Когда мой друг попросил его уточнить, какому именно ведомству он служит и назвать ФИО и № удостоверения, субъект поспешил ретироваться, заявив, что вернется через неделю и разговор будет строить уже по-другому. Через неделю он не вернулся, но консоль совершенно банально ночью сняли. 4. Наконец, самый очевидный вид рекламы – стрит-лайн, или штендер, который я могла бы поставить на тротуар рядом с магазином.

Как выяснилось, тоже не вариант: оказывается, их давным-давно объявили рекламным мусором. Т. е. все штендеры по сути своей нелегальны. Но стоимость стрит-лайна на тот момент составляла около 5000 руб. Это был самый разумный выход. Я его заказала.

Он простоял у меня неделю, и потом его забрали. Может быть, конкуренты, может быть, какие-то официальные службы – кто его знает. 5. В итоге все свелось к промоутерам и флаерам. Я напечатала визитки, позвонила в контору, и за 1500 руб. мне развесили около 1000 шт. на подъездах ближайших домов. Жаль только, что выхлоп от этой рекламы небольшой – из 1000 шт. возвращается около 2. Для того чтобы эта реклама работала, нужно проводить эти акции постоянно – соответственно, на выходе получится довольно круглая сумма и длительный срок окупаемости затрат. Гораздо дешевле попытаться привлечь к этой работе не специальную фирму, а каких-нибудь знакомых школьников – но только тех, в ком можно быть уверенным. Очень обидно будет потратить деньги, а потом найти свою рекламу в ближайшей урне.

6. Один из не опробованных мною рекламных ходов – рисунки на асфальте. Сейчас как раз прорабатываю вопрос. Интересует, как обычно, правовая сторона. Увы, данный вид рекламы тоже незаконен. Но по крайней мере агенты не грозят никакими дикими санкциями – уже хорошо. И цена относительно приемлема. Что ж это получается, господа? Реклама у нас как бы есть – мы все видим вывески, следы на тротуаре, штендеры – но законодательной базы, а, следовательно, защиты частной собственности, коей является рекламная продукция, нет. Мои попытки работать в нашей стране честно и организовать себе легальную рекламу убедили меня (в очередной раз), что малый бизнес в нашей стране никому не нужен, и все так называемые меры государственной поддержки – просто фикция. 90% размещенной в городе рекламы – нелегальная, по той простой причине, что разместить легальную у нас практически невозможно. Для справки: за изготовление и согласование светового короба с моей знакомой сейчас агентство просит 110 000 руб. – и это самый дешевый вариант. Да, эта реклама будет легальной. Но вопрос – откуда у мелких предпринимателей такие деньги? © Автор: Анастасия Сорокко специально для