Как продавать бизнес

Как продавать бизнесКак продавать бизнес. Что надо сделать и какие документы подготовить готовясь к продаже бизнеса? Ведь качество подготовки существенно влияет на стоимость бизнеса и результативность продажи. Любой продавец подержанной машины знает, что перед продажей ее нужно, как минимум, помыть, почистить, подкрасить, иными словами «навести лоск», произвести впечатление на покупателя. Несложная и весьма недорогая процедура подготовки старой машины к продаже способна значительно повлиять на цену продажи.

Какая-то аналогия существует и при продаже бизнеса, здесь также явно различимы две стадии. — Подготовка — Маркетинг и продажа. Качество подготовки существенно влияет на стоимость бизнеса и результативность продажи. Подготовка бизнеса к продаже. Если Вы еще не обзавелись профессионально подготовленными справками, начните с этого. Если размеры и возможность Вашего бизнеса позволяют, позаботьтесь об аудиторском заключении. Покупатель, изучая предложение перед покупкой, обязательно захочет убедиться, что ему предлагают не кота в мешке. Вот здесь уровень бумаг и независимые оценки лицензированных аудиторов и оценщиков могут значительно облегчить ему принятие решения о покупке. К тому же значительно сократится время продажи — ведь потенциальных покупателей может быть несколько, и каждый из них будет избавлен от необходимости проводить проверку самому.

Посмотрите все договоры, имеющие ценность при продаже. Если, к примеру, заканчивается срок аренды помещений, постарайтесь продлить договор. Если в бизнес включается недвижимость — обновите ее оценку, получите свежие справки из БТИ и т. п. Может даже оказаться, что Ваша недвижимость при другом использовании сама по себе будет стоить больше, чем Вы выручите при продаже бизнеса. Приготовьте копии балансов со всеми приложениями.

Работая с бухгалтерскими документами, можно несмотря на увеличение налогов, показать большую прибыльность, уменьшив себестоимость, что может быть Вы и не делали раньше. Весьма полезно запастись справками и рекомендациями из банка об отсутствии задолженности,а также оборотах по счету. Желательно провести независимую оценку стоимости бизнеса (не путать с оценкой недвижимости) по нескольким методикам. Как правило значительно повышает вес продаваемого бизнеса маркетинговый обзор, включающий: — описание производимых товаров и услуг; — емкость рынка; — долю рынка, охватываемую компанией; — обзор конкурентов и потребителей; — товарную политику; — бизнес-план на предстоящий период, включающий анализ финансово-хозяйственного состояния, ресурсов, мощностей, сильных и слабых сторон продаваемого бизнеса. Потребуются также заблаговременно юридически проработанные варианты оформления продажи (в зависимости от формы собственности купля-продажа, либо слияние, поглощение, аренда с выкупом и т.п.) с подготовленным пакетом проектов договоров. Эти бумаги покупатель обязательно отдаст на предварительное изучение своему юристу. Составление пояснительной записки. Есть показатели, которые мы не захотели или не смогли исправить, и боимся услышать от покупателя: «Нет, здесь все не так хорошо».

Удачная пояснительная записка способна, если не исправить показатели, то хотя бы развести порядочную софистику и цепочкой логических утверждений доказать, что черное — это не то, чтобы совсем белое, но почти белое. Написать такую привлекательную, положительную пояснительную записку, формально не согрешив против истины — большое искусство. Вспомните классику: «А сколько корова дает молока? Не выдоишь за день, устанет рука. Расчет цены и определение условий продажи.

Существует множество методик оценки бизнеса. Основными факторами, определяющими оценочную стоимость признаны: — спрос на данный бизнес; — настоящая и будущая прибыль оцениваемого бизнеса, наличие денежного потока или возможность его привлечения; — затраты на создание аналогичного бизнеса; — риск получения доходов; — степень контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов.

Leave a Reply