Как бизнесу «заработать» на культуре

13.11.2016

Как бизнесу «заработать» на культуреКак бизнесу «заработать» на культуре. Владимир Бабков. Дата рождения: 10.12.1960 г. Образование: Московская высшая школа социальных и экономических наук Академии народного хозяйства при Правительстве РФ; Белорусская академия музыки; Белорусская государственная консерватория. К арьера: С 1998 г. Московская филармония, продюсер международных культурных проектов; с 2002 г. тренерская работа, журнал Арт-менеджер , главный редактор; с 2008 г. Новая газета , колумнист; с 2008 г. РГКК Содружество , менеджер международных проектов и программ. Сфера искусства это экономика переживаний и впечатлений, Владимир Бабков, эксперт-консультант по культурной политике и социокультурному проектированию, главный редактор журнала ART-менеджер. В поиске уникальности. За последние два десятилетия наша страна и общество претерпели кардинальные изменения в парадигм е развития, смыслах и ценност ях. Если раньше качество жизни, в основном, оценивалось наличием квартиры-машины-дачи , то теперь скорее состоит из ответов на вопросы: Ч то ты видел? С кем общался?

К уда ездил? Ч то смотрел? Ч то слушал. Огромную роль в этом сыграла эпоха глобализации, которая ускорила процесс развития экономики переживаний и впечатлений .

Нас все меньше волнуют тиражируемые вещи: от навороченных мобильных телефонов до автомобилей и пятизвездочных отелей. Мы все сейчас находимся в поиске уникальности, неповторимости, эксклюзива. И все больше мы хотим отличаться друг от друга, выделяться из толпы. Где сейчас находятся неповторимые, незабываемые переживания и впечатления?

Конечно, в сфере культуры. Этот мощный ресурс развития только набирает обороты. Сейчас это уже бизнес, мощный источник социально-экономического развития. У искусства появились новые направления развития и возможности применения. Первое направление это роль культуры и искусства в развитии городов. Реклама и продвижение, бренд и маркетинг территории, запрос на инвестици и. привлечение в город новых жителей все это теперь невозможно без технологий социокультурного проектирования.

А для малых и средних городов это становится актуальным, как никогда. Канны, Авиньон, Сан-Ремо, Зальцбург, Великий Устюг, Юрмала почему многие мечтают туда попасть? Потому что в свое время в этих городах был запущен тот или иной социокультурный проект, который, как говорят продюсеры, раскрутил их бренд. И теперь культурный потенциал используется как ресурс развития. Второе направление культурный туризм. Т уриндустрия не производит новых продуктов и товаров на рынке: о на упаковывает, расфасовывает и продает готовое . Э тим стоит воспользоваться для создания новых артефактов, которые будет продавать туристическая индустрия. Третье направление экспорт образа жизни.

Оно вытекает из двух предыдущих и резюмирует миссию культуры в третьем тысячелетии. Вокруг него вращаются и бренд города, и туризм, и привлекательный имидж страны. Экспорт культуры не означает, что мы должны вывезти наши картины за рубеж и там их продавать. Это значит, что мы создал и настолько привлекательный образ жизни, что жители других стран и городов захотели к нам приехать, чтобы пережить неповторимые эмоции и переживания. Они не только остав ят деньги в магазинах, ресторанах, отелях, транспортных компаниях, но и увез ут сувенирную продукцию, рекламные материалы.

Сейчас все больше политиков понимают, что культурная идентификация вопрос национальной, государственной безопасности. М ы все время делаем выбор: какой национальности принадлежим, какая у нас религия, откуда наши корни. И что делать, если общество хочет сменить свою парадигму развития, образ жизни и принадлежать другой культуре? Так п роисходят потрясения, революции, исчезают целые государства. к власти приходят другие лидеры.

Маркетинг искусства. Как происходят продажи переживаний и впечатлений ? Ответ очевиден: через конкретную реализацию социокультурных проектов. Нам интересны не здани я театра, филармонии или помещение галереи само по себе, но проект ы. которы е осуществляются в их стенах. П роекты и проектный менеджмент основополагающи й инструмент маркетинга культуры и искусств а. И катастрофическ и не хватает специалистов в этой сфере: быть хорошим администратором уже явно недостаточно.

Необходим креатив, технологии коммуникации, обратной связи с обществом и многое другое. Двигатель проекта. Меня часто спрашивают про основополагающи й компонент предпринимательства в сфере культуры. Многие наивно полагают, что это деньги.

М ой личный опыт позволя е т сделать другой вывод: ключево е слагаемое успеха в этой сфере любовь. Это мотивационны й двигател ь. который делает проект успешным. Кроме того, увлечение, одержимость вот важнейшие качества руководителя, лидера. которые притягивают людей, ресурсы и позволяют добиваться вершин.