Искусство в IT-технологиях

17.06.2016

Искусство в IT-технологияхИ с к у с с т в о в IT-технологиях. 3.1. Интернет — технологии «связей с общественностью»: бизнес, политика, государство. Рассмотрим возможности новейших информационных технологий с точки зрения их использования в структурах «паблик ри-лейшнз», замещения традиционных подходов «высокими» технологиями в этой сфере коммуникационной деятельности. В современном мире выживет и развивается только тот, кто обеспечивает, контролирует, усиливает свое присутствие в информационных потоках, в информационном пространстве, это относится к весьма динамично воспринимающему инновации бизнесу; без подобных нововведений уже не могут развиваться политическое сообщество и его структуры; активно присутствуют в этой сфере и государственные организации как на федеральном, так и региональном уровне. Аналитики отмечают, что современный рынок ПР — чрезвычайно востребован. Весьма показательные цифры (опыт западных стран): за последние 15 лет доля «стоимости» репутации в общей стоимости компаний возросла с 18 до 82%. Если компания стоит 40 млн. долл. то 32,8 млн. долл. стоит ее репутация, которую и создает ПР, а повышение репутации на 1% дает рост рыночной стоимости акций фирмы на 3%.’ Это общемировая тенденция и скорее всего она неизбежно коснется и России. С какой аудиторией работают сегодня ПР-агенства?

Исследование российской части Интернета дает весьма интересные результаты. По данным исследований The Internet Monitor, несмотря на. ‘ См. Антонова О. Репутация продается. 70 процентов национального рынка PR-услуг — в руках российских компаний// Известия. 2000.11 января. — 57 — небольшой стаж общения с сетью, средний российский пользователь образованнее среднего европейского и при этом, как показывают результаты опросов, ненамного беднее.1 По данным исследования TIM, 9% жителей российских городов в возрасте от 16 до 64 лет имеют доступ в Интернет, причем в Москве этот показатель значительно выше — 13,5 %. При этом 40% начали пользоваться Интернетом лишь несколько лет назад.

По оценке Masmi Research, наиболее предпочтительным времяпрепровождением в сети для россиян является поиск информации (во многом политической), который, в отличие от Европы, более популярен, чем работа с электронной почтой. Несмотря на скромный опыт пользования Интернетом, россияне стремятся проводить в нем все больше времени и для этого подчас жертвуют чтением книг, просмотром телепередач и сном. Средний российский пользователь проводит в сети в среднем 49 минут (тогда как европеец — лишь 41 минуту), но при этом заходит туда реже — среднего жителя Старого Света. Данные TIM, как пишет газета «Коммерсантъ», относительно доходов и социального статуса российских пользователей Интернета не могут не порадовать отечественных электронных бизнесменов. Российские интернетчики более образованны (69% из них имеют высшее образование, тогда как в Европе — лишь 48%), социально мобильны (22% респондентов проводят отпуск за грани. 1 Автор проводившегося в России в 2001 г. исследования The Internet Monitor (ТГМ) — голландская компания Pro Active International (PAI). В рамках глобального проекта TIM уже проведены исследования интернет — аудиторий Западной Европы, США, Канады, Латинской Америки, Азии и Австралии. Методика исследований такова: сперва проводится телефонный опрос примерно 1 ООО респондентов в каждой стране, а затем — широкий опрос в сети, после чего полученные данные сопоставляются.

Заказчиками исследований TIM являются интернет -компании (вроде Yahoo. Americo Online, AltaVista), а также крупные фирмы, проявляющие интерес к сетевому бизнесу. В России вопросники для интернет — голосования были вывешены на двадцати самых популярных сетевых ресурсах с достаточно обеспеченной и социально активной аудиторией (среди них Netoscope, TheMoscowTimes. com. — 58- цей, 14% недавно сменили прописку, а 20% — работу) и имеют месячный доход около 787 долл США). По-видимому, в опросе Т1М приняли участие и российские олигархи, отмечает газета.

С точки зрения ПР-деятельности в бизнесе и возможностей развития интернет- технологий рассмотрим сферу современной лоббистской деятельности. Исходя из целей нашего исследования, выделим крайне важную, на наш взгляд информационнную характеристику лоббизма, сформулированную Г. Почепцовым. По его мнению, это целый комплекс эффективных методов порождения коммуникации как на уровне отдельных лиц, так и на уровне групп, и страны в целом.2 До последнего времени все ПР — коммуникации подразделялись, условно говоря, на две группы: на общение посредством СМИ и на межличностное (межгрупповое) общение. Как известно, ПР с помощью СМИ может рассчитывать только на опосредованную обратную связь, которая, во-первых, не обязательно осуществляется в принципе (если акция не получала необходимого отклика), во-вторых, достигается через какой-то, достаточно значительный промежуток времени (отклик и соответствующая реакция). Соответственно способам коммуникации планировалась и технология проведения ПР-акций. В Интернете же информационная и коммуникативная функции в принципе существуют в неразрывном единстве. Все зависит от задачи, которую преследуют организаторы акции. Говоря о лоббизме, в отечественной литературе называют следующие варианты его «цивилизованных» форм (мы вычленяем ин. 1 См. Коляда С. Российский Интернет — сборище богачей // Коммерсантъ. 2001.24 июля.

1 См. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М. Рефл-бук , К. Ваклер . 2001.С.370. — 58- формационно-коммуникационные составляющие): персональные контакты с представителями власти; участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента и министерств; работа в экспертных группах по подготовке проектов документов парламента и правительства; съезды и совещания с участием представителей власти; участие в общественных слушаниях законопроектов; воздействие через общественное мнение и СМИ; доклады, обращенные к властным структурам; встречи с руководителями властных структур.

На первый взгляд, в этом перечне лишь один пункт — формирование общественного мнения через СМИ — может автоматически реализовываться через Интернет, через его СМИ. Но на самом деле в паутине возможно, а в ряде случаев даже желательно использование почти все вариантов лобби, включая встречи с представителями власти и высшим руководством страны (интерактивные качества Интернета, уже осуществляемая возможность его синтеза с телевидением, неограниченный доступ к акциям заинтересованной Интернет-аудитории) позволяют такие действия. Можно предположить, что реализация почти всех известных форм лоббирования посредством Интернета упирается не в технические и технологические трудности, а в социально-психологические. Всегда есть некоторые группы людей, которые. 1 Зяблюк И. Практика лоббистской деятельности в США. М. Институт США и Канады РАН. 1994; Кочерян С.А. Лоббизм в Соединенных Штатах // Законодательный процесс в США. Федеральный уровень. М. 1990; Лапина H. Предприниматели в политическом пространстве // Мировая экономика и международные отношения. 1993.

№ 6; Любимов А.П. Конституционно-правовые основы формирования лоббистских отношений в открытом обществе: (Антикоррупционный, проект). М. 2000; Любимов А.П. Правовые институты демократии России и стран Европы. Выборы, лоббизм и парламентаризм. М. 1999; Мэлоуни У. Редиг В. Роман Э. Лоббирование в Великобритании // Государственная служба. Группы интересов.

Лоббирование (Взгляд из-за рубежа). Выпуск четвертый. М. 1995; Организация лоббистской деятельности торговой палаты США. М. 1992; Перегудов С. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России // Полис. 1993. № 4; Прохода Н. Лоббизм: как это делается во Франции // Бизнес и политика. 1995. Xs 8; Сахаров H.A. Лоббизм в системе политических функций торговой палаты США. М. 1992; Сергунин A.A. США: Президентский лоббизм и внешняя политика. М. Знание.

1989; Формы и методы лоббистской деятельности (Американский опыт и возможности его использования). М. 1992 и др. — 59- будут приветствовать возможность присутствовать на тех же парламентских слушаниях, или заседаниях комиссий, где рассматриваются и решаются наиболее значимые для общества или какой-то его части вопросы. Бизнес-сообществу наверняка интересны и полезны подробности встреч его представителей с президентом страны, законодательной и исполнительной властью.1 Крупным корпорациям вполне по силам организовывать по лоббируемым ими вопросам интерактивные пресс-конференции и другие формы общения, которые будут иметь одновременно и межличностный и межкорпоративный характер. Не представляет особого труда создать в Интернете и своего рода презентацию лоббируемого проекта с живым интерактивным общением со сторонниками и оппонентами. Специалисты- технологи Интернета без затруднений предложат массу проектов, имеющих характер лоббирования и способных быть реализованными только в Интернете.

Что препятствует этому? «Теневые» грани российской политики, экономики, права. Именно поэтому об утверждении в нашей стране норм и правил цивилизованного лоббизма можно говорить только предположительно.2 Следует правда, оговориться, что относительная распространенность Интернета в России пока ограничивает возможности Интернет-лоббирования. В частности, — проведение кампаний, получивших за рубежом название «у корней травы» (grass roots lobbying). В их основе — широкомасштабный «прессинг» десятки.

1 См. Коммерсантъ. 2003. 4 марта. 1 См. Бушков.

А.Ф, Теневая экономика и экономическая безопасность России / Юрид, ин-т МВД России, Ин-т экономики и упр. УДГУ. М. 1998; Глисин. Ф.Ф. Лукашина. Ж.Е. Оценка состояния и тенденций теневой экономики на основе данных конъюнктурных обследовании // Вопросы, статистики, М. 1999. N 12. С. 27-32; Клямкин И. Тимофеев Л. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М. 2000; Рывкина Р.В. Теневизания российского общества; причины и последствия // Социологические исследования 2000.

№ 12; Сигов В.И. Смирнов. A.A. Теневая экономика: генезис, современные тенденции, стратегия и тактика вытеснения из национального хозяйства России. С- Петерб. ун-т МВД РФ, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб. 1999; Теневая экономика: масштабы н социальные факторы воспроизводства. М. 2000 и др. -60- тысяч людей одновременно, в течение нескольких часов/дней, засыпают парламентариев письмами и/или факсами, сообщениями через Интернет, телефонными звонками, направленными на решение определенной проблемы.

Будущее лоббирования можно определить термином «информационная экспансия». Вероятно, уместно следующее определение лоббизма посредством компьютерных сетей — это информационная экспансия одного или нескольких лиц с использованием технологий компьютерной коммуникации, ориентированная на определенную аудиторию и призванная реализовывать интересы различных групп (союзов, объединений,) граждан, персоналий путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов».1 Термином «компьютерные сети» в данной работе охватываются следующие объекты: Интернет; глобальные off-line FTN-сети (например, FIDOnet); коммерческие отраслевые сети (например, Relcom). Предполагаются четыре основных вида коммуникации через сети: on-line web — страницы (части WWW — World Wide Web); телеконференции; личная почта; информационные рассылки. Перспективы и возможности компьютерных сетей как инструмента лоббирования можно определить в следующем виде. Превращение компьютерных сетей в инструмент лоббирования происходит на наших глазах. На данный момент выделяются три основных направления: 1) использование компьютерных сетей в качестве информационного ресурса для лоббирования; 2) прямое информационное давление через компьютерные сети; 3) личное. 1 См. Ненашев ДА. Лоббирование посредством компьютерных сетей: новый инструмент политического влияния // Политическая наука.

Современное состояние: Тенденции и перспективы: Сб. науч. тр. I РАН. ИНИОН. Центр социал. науч. — информ. исслед. Отд. политологии и правоведения, Ин-т сравнит, политологии, Рос. ассоц, полит, науки; Отв. ред. и сост. Верченов Л .Н. 2002. № I. С. 134. -60- компьютерно — опосредованное общение.

Первая позиция. Отличительная черта профессионального лоббиста — информированность о деятельности, что весьма эфективно достигается в Интернете.1 Позиция вторая. Одним из популярнейших сейчас на Западе методов лоббирования является проведение пропагандистских кампаний. Самый простой метод работы лоббистов с Сетью — тиражирование в Сети или определенных ее сегментах нужной информации. Таким образом, может быть привлечено внимание к актуальной проблеме, аргументировано принятие какого-либо политического решения или подготовлена почва для любой лоббистской акции. Следующее важное порождение Интернет — технологии — ленты новостей. На данный момент каждое серьезное информационное агентство имеет сайт — ленту новостей в Интернете. Наиболее популярные из них в России: Interfax.

Нужно заранее знать о готовящихся решениях власти, чтобы вовремя подготовить аргументацию и общественное мнение для влияния на них. Меньше знаешь — крепче спишь — таким девизом руководствуются политики и чиновники по отношению ко всем остальным гражданам. Повестку дня законодательных собраний, протоколы заседаний их комитетов и комиссии, данные о голосованиях, формировании и корректировке бюджета на следующий год. подготовку программ развития и распоряжений по важным вопросам в недрах канцелярий и тд. — бере|-ут от посторонних глаз как самую настоящую военную тайну. Это объясняется следующим: такая информация хорошо и дорого продается; отсутствие информации дает власти большую свободу действия. В условиях закрытости каналов влияния на власть абсолютное большинство населения оказывается вне политического процесса Публикация необходимой для лоббирования информации могла бы существенно улучшить взаимодействие власти с гражданами. В качестве достоинств именно сетевого информирования выделяются его относительная дешевизна, оперативность, доступность и интерактивность информации. Представляется целесообразным, например, в регионе, формирование отраслевого информационного ресурса в сети, содержащего: описание органов власти региона, отвечающих за данную отрасль, с указанием их компетенции и места в вертикали власти, контактных лиц, прецедентов и наилучших способов оказания влияния на них, координат связи; законодательную базу, необходимую для мотивация выбора формы различных необходимых заявлений, судебных исков и т.д.; примеры лоббистских кампаний, их приблизительную стоимость для региона; оперативную информацию об объектах лоббирования • законопроектах, назначениях и т.д. Для примера: в Канаде действует сайт который является путеводителем по органам власти со схемой принятия решений, персоналиями и координатами. Единственная проблема, которая стоит перед создателями информационной сети такого рода, — отказ органов власти от сотрудничества и предоставления информации. 1 Механизм тиражирования прост: на любом сервере (который физически может находиться, скажем, в Новой Зеландии) размещается информация, на которую даются ссылки и анонсы на самых посещаемых нужной аудиторией сайтах, анонсы также публикуются в популярных рассылках и телеконференциях. Особенно хорош такой способ для размещения разного рода компрометирующей информации и раздувания скандалов.

Примеров таких действий масса — публикация на сайте Коготь личных телефонных переговоров ряда ведущих российских политиков, нагнетание рядом экологических организаций напряженности вокруг ввоза в Россию отработанного ядерного топлива и т.д. Многим традиционным СМИ удобнее брать информацию именно с Интернет — версий лент новостей. Некоторые ПР -структуры открывают свои ленты новостей. Особенной активностью отличается: Есть прецедент содержания своей ленты новостей даже крупной нефтяной корпорацией (ЮКОС) — on-line газета Специалисты отмечают, что с точки зрения проведения пиар-кампаний наиболее дешевым и эффективным способом является работа с информационными агентствами.1 Более эффективный, но гораздо более трудоемкий вид работы по ведению пропагандистских кампаний в Сети — организация взаимодействия с сетевой аудиторией. Есть несколько видов организации такой интерактивной связи.2 1. Организация на сайтах или в телеконференциях обмена мнениями по определенной проблеме, обсуждения законопроекта или какого-либо важного для аудитории политического решения. В качестве примера можно привести кампанию по обсуждению установления спецслужбами контроля за Интернет-коммуникациями. В США создана служба на сайте которой каждый избиратель может высказать пожелания своему конгрессмену. Служба берет на себя обязательства переслать пожелания по адресу, а затем. Дело в том, что для большинства журналистов они во многом являются первоисточником информации.

В то же время агентства ориентированы исключительно на факты: цифры, характеризующие производственную деятельность компании, конкретные события; высказывания представителей официальных структур, которые зачастую являются информационным поводом к появлению соответствующих публикаций в различных изданиях. Однако при правильном подходе к представителям агентств в медиа-пространстве появляется достаточно ограниченный круг информации, в котором, собственно, и заинтересована компания, и расширить его зачастую бывает довольно сложно. 2 См. Ненашев Д.А. Лоббирование посредством компьютерных сетей: новый инструмент политического влияния // Политическая наука. Современное состояние: Тенденции и перспективы; Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН.

Центр социал. науч. — информ. исслед. Отд. политологии и правоведения, Ин-т сравнительной политологии, Российская ассоциация политической науки; Отв. ред. и сост. Верченов Л.Н. 2002. № 1. — 62- Это возможно сделать несколькими путями: публикация адреса ответственного органа власти в определенном сегменте Сети с просьбой поддержки, чтобы заинтересованные граждане сами составили и отправили письма поддержки; публикация на сайте готовой формы обращения, после заполнения которой прямо на сайте она автоматически отправляется по назначению; публикация в телеконференции или рассылке текста письма, который потом просто пересылается от лица заинтересованных граждан по нужному адресу. К примеру, на сайте можно было заполнить форму и отослать письмо поддержки журналиста радио Свобода Андрея Бабицкого, арестованного в Чечне.

2 Цит. по: Круглое Л.Ю. Компьютеро-опосредованное общение как социальное явление: Автореф. дис. СПб. 2000. С. 14. 3 Немного углубимся в научное прогнозирование. При значительном увеличении скоростей передачи данных, электронные сообщения смогут стать мультимедийными, т.е. включать в себя элементы анимации и звуковое сопровождение. С другой стороны, информатизация общества предполагает существование базы данных о каждом человеке, включающей как формальные характеристики (имя, дата рождения, детали биографии), так и образцы написанных человеком текстов, некие личностные характеристики, привычки и т.д. Смирнов И. Безносюк К, Журавлев А. Психо технологии: Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. 1995. С. 220. сообщить избирателю статистику пожеланий и то, как его избранник в итоге голосовал в конгрессе. 2. Организация голосования на сайтах, сбор подписей по электронной почте под обращениями к власти.

3. Организация кампании электронных писем в поддержку какого-либо решения.1 Надо отметить, что организация интерактивной связи как метод пропагандистской кампании особенно активно используется разного рода общественными организациями. Позиция третья. Личное компьютерно-опосредованное общение с людьми, принимающими политические решения. «Через несколько лет человечество получит возможность более эффективной коммуникации посредством машин, нежели лицом к лицу», — предсказал Дж. С.РЛикляйдер в 1968 г. в своей статье «Компьютер как коммуникационное устройство». На данный момент в Сети предусмотрены две возможности непосредственного интерактивного общения: личная электронная почта; видеоконференции в Интернете.3 Использование Интернет- технологий службами ПР политиче -62- ских партий можно проследить на подготовке к новым избирательным кампаниям 2002-2004 гг. (Более подробно в разделах 3.2; 3.3.). Интернет набирает вес и авторитет и в деятельности структур Паблик-рилейшнз, принадлежащих государству. Так, в США уже несколько лет принят и действует закон «Национальная информационная Инициатива» («National Information Initiativ»), по которому все государственные органы США обязаны иметь web — страницу в Интернете. Такая деятельность развернута и в нашей стране.

На сегодняшний день многие российские властные организации уже создали свои представительства в Интерненте, так называемые, web-страницы (первые из них появились в начале 1994 г.), а сегодня их тысячи. Это, как правило, рассказ о самой организации, чем она занимается, что предлагает покупателям или избирателям, здесь стараются наладить с ними доброжелательные отношения и способствовать формированию благоприятного имиджа. Анализ показывает, что хорошо сделанная web-страница в конечном счете реализует следующие задачи: Внутрикорпоративные — информация о работе каждого подразделения становится известна всей организации, поэтому легче координировать работу, сокращается время на поиск информации, и, в конечном счете, повышается эффективность работы службы. Обеспечивает задачи связей со своей общественностью, улучшает отношение людей к организации, создает имидж этой организации. Следует отметить, что властные структуры только с развитием сети Интернет и появлением технологий «всемирной паутины» (web- технологий) получили возможность общедоступно размещать информацию о своей деятельности.

Простота их использования -63- Получивший таким образом право на жизнь термин «электронное правительство»1 трактуется отечественными экспертами как: система взаимодействия государства с гражданским обществом посредством телекоммуникационных сетей; обмен электронными документами между населением и правительством; система обеспечения гласности и прозрачности местных и региональных властей; система эффективного государственного управления на основе современных моделей и методов электронных технологий; электронная система мониторинга и поддержки принятия решений; сумма технологий; новая индустрия. Каждое из данных определений отражает одну сторону функционирования «электронного правительства», на практике все эти свойства нового явления должны быть реализованы в совокупности. Выделяя главное, «электронное правительство» можно определить как систему взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами посредством сети Интернет. Основной акцент в программе делается на создании открытого для населения правительства. Реально успех программы будет означать в первую очередь, что органы власти всех уровней станут более доступными для граждан, а их деятельность — более эффективной. Прозрачность достигается за счет обязательной электронной публикации и создания баз данных по всем документам, не имеющим статуса секретных, эффективность — за счет перевода в электронную форму значительных объемов документооборота, доступ к ним через Интернет.

Вместе с тем, в России существуют две основные проблемы, мешающие реализации программы: во-первых, мало кто из российских чиновников по-настоящему заинтересован в прозрачности ин. 1 См, Что такое электронное правительство ? — / /ВивЗШЕвЗ — № 7-8,2001. С. 8. -63- формационных потоков администрации и, во-вторых, как обычно, финансирование: государство в одиночку не сможет реализовать такую дорогостоящую программу — нужна поддержка со стороны бизнеса, а ее пока нет. Тем не менее, ФЦП «Электронная Россия на 2002-2010 гг.» принята и получила финансирование из российского бюджета 2002 года. У многих государственных структур свои сайты уже есть. Но они в большинстве своем являются лишь прообразом информационной системы, которую только предстоит построить. По замыслу, все официальные серверы должны быть доступны через главный правительственный портал — Но можно ли считать, что сегодня официальные сайты соответствуют требованиям времени?

К сожалению, судить об этом непросто.1 Многие официальные веб-страницы грешат тяжеловесностью, что имеет значение для пользователей, вынужденных считать свой входящий трафик. Некоторые сайты государственных органов похожи на домашнюю любительскую страничку, выполненную с помощью программы-конструктора. Так, сайт Министерства по антимонопольной политике и предпринимательству отличает слабое оформление, там даже не предусмотрено возможности для обсуждения тех или иных решений ведомства, например, волнующих каждого россиянина уровня тарифов. В качестве «горячей новости» там предлагаются события, с опозданием на несколько месяцев.

1 Не слишком удобен для навигации главный портал Официальная Россия . Например, новый дизайн сайтов можно оценить, лишь зайдя на сервер правительства — \?\У1У.?ОУеттеп1 Там необходимо выбрать список министерств и ведомств, после чего последовательно нажимать на активные ссылки официальный сервер под каждым пунктом списка. Если же вы откроете перечень непосредственно с главной страницы портала, то вас ждет разочарование — адреса большинства официальные сайтов там просто не указаны, а некоторые ссылки, например на сайт Минздрава, ведут на устаревшие веб-страницы, до сих пор открытые доступу, хотя уже работает официальный сайт нового дизайна. -64- Аналогичной «оперативностью» отличаются новости с сайта Минобороны. Явно мало внимания уделяют своему виртуальному имиджу в Минпромнауки. Сайт МВД напоминает в этом отношении наглядную агитацию из красного уголка советских времен. Несколько сайтов, напротив, имеют немало достоинств.

К примеру, вполне оправдывает свой имидж и профильную ориентацию Минсвязи — сайт этого ведомства создан с применением современных технологий, имеет весьма достойный дизайн, понятную и логично организованную архитектуру. А для специалистов на сайте — сообщения о грядущих событиях, отраслевые новости, в том числе регионального характера. Все посетители сайта освоили также форум и чат, они задают вопросы и получают ответы у чиновников министерства. Вполне использует современные возможности Интернет Минэкономразвития, на сайте которого оперативно освещаются самые последние события, и даже есть страничка анекдотов про экономистов.

Неплохое впечатление оставляет страничка МИД, которую, ко всему прочему, можно читать на разных языках. Полезно посетить сайт Минналогов и сборов. Здесь много информации, интересной каждому гражданину. В целом можно отметить, что благодаря деятельности ПР-служб и иных структур виртуальный облик большинства государственных органов действительно изменился в лучшую сторону. И, хотя результаты еще далеки от идеала, активность различных ведомств прослеживается совершенно четко.1 Обзавелись в Интернете своими официальными сайтами все без исключения субъекты Федерации. Складывается однако впечатление, что сами сайты администраций появляются только потому. 1 См. Пересветова И. Правительство становится прозрачным // Российская газета. 2002. 1 марта.

-64- что это модно. А то, что они в первую очередь предназначаются для граждан, забывается. Рядовым пользователям не проще, а все сложнее ориентироваться в постоянно увеличивающемся информационном массиве. К сожалению, по сути, ныне существующая система чиновничьего делопроизводства со всеми бюрократическими издержками перенесена на электронный уровень. На проходившем в Москве форуме «Россия в электронном мире» руководитель Интернет -проектов Минэкономразвития Михаил Дворкович заявил, что на данный момент «сайты власти существуют только для власти». Эту мысль развил на другом, не менее масштабном мероприятии начальник управления новых информационных технологий Департамента правительственной информации РФ Андрей Кошкин: «Мы говорим об электронном правительстве, но забываем об электронных гражданах, без которых это правительство никому не нужно». Завершая параграф, отметим, что трансформационные процессы в российском обществе хронологически совпадают с изменениями в современном мире, связанными с процессами глобализации, внедрением информатизации и технологий информационного общества.

Соответственно, следует внимательно отслеживать постоянно происходящие в этой области изменения, сравнивая их с мировыми достижениями для современной корректировки, решения возникающих на этом пути проблем. Спектр применения Интернет- технологий для оптимизации, повышения эффективности пиара многообразен — от бизнес-организаций до государственных структур, от цивилизованного до «черного» пиара. Замещение классических технологий, к примеру, лоббизма с помощью Интернета вполне возможно, но не всегда однозначно эффективно, В классическом понимании, лоббизм в Сети -65- пока представлен недостаточно объемно и эффективно. Даже не потому, что это невозможно, а потому, что сегодня этого никто целенаправленно не делает. Если Сеть и включается в качестве инструмента в планы лоббистских кампаний, то играет там пока не очень существенную роль. Однако несколько лет назад никто не думал о телевидении или о политической рекламе в Интернете. Сейчас мы с интересом наблюдаем за этими явлениями.

Вряд ли лоббирование является исключением во всеобщем движении в Сеть. Масса преград должна быть преодолена, чтобы описываемое явление «ожило». Самая простая из них — неразвитость российской сетевой аудитории. Эта проблема решается и решается весьма динамично, стоит лишь посмотреть на цифры роста аудитории за последние годы, чтобы в этом убедиться. Интернет становится все более распространенным средством политической коммуникации и одной из разновидностей предвыборных технологий в современной России.

Его применение в политике вобрало в себя все достоинства и преимущества традиционных средств коммуникации (коммуникацию через средства массовой информации, коммуникацию через неформальные контакты и др.), объединив в себе возможность непосредственного общения, оперативность, возможность обратной связи, масштабность и т. д. Интернет сегодня широко применяется на уровне федеральной политики: существуют официальные сайты почти всех федеральных органов власти, политических партий, многих известных политиков. В сферу коммуникации все шире внедряются пресс-конференции и форумы посредством сети, электронное голосование, электронная рассылка информации по подписке пресс-службами и ПР-службами. — 66- Продвижение «Электронного правительства» определяется не только наличием технических средств, позволяющих структурам власти оперативно вести постоянный диалог с гражданами и объединениями граждан, но и наличием в обществе нормативно-правовых актов, обязывающих властные структуры функционировать на принципах «прозрачности», открытости своих действий и решений перед гражданами, наличием желания и воли реализовать соответствующие возможности в повседневной деятельности, и не в последнюю очередь наличием в органах власти соответствующих организационных структур (ПР-структур), в компетенцию которых входит обеспечение диалога власти и граждан. Интернет- технологии начинают эффективно использоваться и в региональной политической и общественной жизни. -66. Услуги веб-студии WiA.