Государственная программа поддержки малого бизнеса

Государственная программа поддержки малого бизнесаГосударственная программа поддержки малого бизнеса. 6.4 Государственная политика в области развития малого бизнеса, особенности его налогообложения и льготы для малых предприятий. Во всех экономически развитых странах малому и среднему биз несу со стороны государства оказывается различная организаци онная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функциони рование экономики и в конечном счете высокий уровень жизни населения. В мировой практике считается нормой государственное по ощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто пе редать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выжи вания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.

Во всех странах мира — в Европе, Японии, США, Азии и латино американского континента — идет мощная волна поддержки и развития малых предприятий. Вся Европа и, в особенности, стра ны с переходной экономикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширении своего участия в государственной поддержке ма лого бизнеса. В США малый бизнес поддерживают следующие государ ственные органы: Администрация малого бизнеса (АМБ); специ альные подразделения в министерствах и ведомствах по работе с отдельными группами мелких бизнесменов. Помимо этого действует широкая сеть специальных учрежде ний в органах местной власти. Так, АМБ, созданная в 1953 г. при Белом доме и насчитываю щая ныне около одной тысячи человек, предоставляет малым и средним предприятиям следующие услуги. обеспечивает финансовую поддержку. содействует в получении заказов. оказывает различного рода бесплатные консультации.

АМБ полномочна гарантировать коммерческим банкам до 90% кредита, выдаваемого ими малым предприятиям. Для под держки малых и средних предприятий государство ежегодно выделяет около 4 млрд долл. Зарубежные специалисты особое внимание уделяют вопро сам обеспечения работающих в малом бизнесе всей необходимой информацией, а также консультациями. Институт малого бизне са подготовил объединенную программу, по которой в учебных заведениях США работают курсы основ управления малыми предприятиями. И если в начале 1970-х гг. подобные курсы функ ционировали не более чем в 20 учебных заведениях, то спустя 20 лет таких заведений насчитывалось уже около 500. Для предпри нимателей издается специальная литература, помогающая им в их деятельности.

Так, специалистами АМБ, например, подготов лено практическое пособие «Энциклопедия малого бизнеса, или Как начать свое дело», изданное в России. В других развитых странах малый бизнес также находит до вольно существенную поддержку со стороны этих государств. Что касается России, то в нашей стране еще не создана действенная система поддержки малого бизнеса, поэтому в ны нешних условиях представители малого предпринимательства оказались в весьма сложном положении, которое определили следующие причины. — отсутствие целенаправленной государственной политики по отношению к малому предпринимательству и системного подхо да к решению его проблем. Общим мнением стал тезис, что ма лый бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государ ственной политике. — неурегулированность правовых отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и га рантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что за частую приводит к свертыванию деятельности множества малых структур.

— недооценка государством малого предпринимательства как равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и мобильного участника процесса рыночных преобра зований, который при минимальных собственных ресурсах обес печивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Предприниматели не имеют каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и налоговой системах, в таможенной за щите, испытывают значительные препятствия в развитии бизне са, действуют в необычайно тяжелых условиях для выживания. Для малого предпринимательства становится невыгодным какая-либо деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле или посредничестве. — государство фактически отказалось защищать мелкого собственника и его имущество от преступного мира, оставив его один на один с организованной преступностью — рэкетирами, шантажистами, грабителями.

— противоречивыми являются отношения представителей ма лого предпринимательства с местной властью. С одной стороны, малое предпринимательство становится естественной, объектив ной и надежной опорой власти в решении экономических проб лем на местном уровне, что обеспечивает сектору малого предп ринимательства некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном уровне оказывается в полной зависимости от решений представительных и исполнительных органов местной власти. Следовательно, неурегулированность отношений представи теля малого бизнеса с государством и властью, стремление пос ледней не столько организовывать и стимулировать развитие ма лого предпринимательства и защищать его представителей, сколько использовать для получения денег в казну, делают мало го предпринимателя бесправным и беззащитным. При продолже нии такой политики он может оказаться среди наиболее горячих сторонников изменения характера власти и государственной по литики, а от его общественного, политического поведения будут зависеть возможность и эффективность проведения экономичес ких реформ. Поэтому на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предп ринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Нельзя сказать, что в нашей стране ничего не делалось и не делается в области малого бизнеса. Формирование механизма государственной и общественной поддержки малого предпринимательства в России в первой поло вине 1990-х гг. осуществлялось путем создания исполнительных органов и законодательной базы в области малого бизнеса.

Основные элементы механизма поддержки малого бизнеса в России были сформулированы в постановлении Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федера ции» от 11.05.93 № 446. Следует особо подчеркнуть значение для развития малого бизнеса Указа Президента РФ «О некоторых изменениях в нало гообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уров ней» от 22.12.93 № 2270 и постановления Правительства РФ «О мерах государственной поддержки малого предприниматель ства в Российской Федерации на 1994—1995 гг.» от 29.04.94 № 409. Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого бизнеса осуществляет Феде ральный фонд поддержки малого предпринимательства, создан ный Правительством РФ. Средства этого фонда формируются за счет средств федерального бюджета, а также других источников. Федеральный фонд поддержки является заказчиком федераль ной программы государственной поддержки малого предприни мательства. Помимо Федерального фонда в России действуют го сударственные и муниципальные фонды, созданные соответству ющими государственными органами и органами местной власти. В настоящее время насчитывается около 70 фондов поддержки малого бизнеса, сформированных органами исполнительной власти субъектов РФ. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса осуще ствляется за счет средств федерального бюджета, а также бюдже тов субъектов РФ. Необходимо отметить, что кроме Федерального фонда под держки существует также Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. Деятельность этого фонда, образованного в соответствии с постановлением Прави тельства РФ «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» от 03.02.94 № 65 (с изм. от 13.07.04), направлена исключительно на оказание фи нансовой поддержки высокоэффективных наукоемких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями, способствуя освое нию и внедрению новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий, а также созданию малых наукоемких предприятий — инкубаторов бизнеса, инновационных, инжини ринговых центров и др. На региональном уровне государственная поддержка малого бизнеса осуществляется соответствующими органами исполни тельной власти субъектов РФ и организациями местного самоуп равления. Положительную роль в развитии малого бизнеса приз ваны играть федеральные программы государственной поддерж ки малого предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 29.04.94 была одобре на первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на два года (1994—1995). В ней бы ла предпринята попытка создания основных предпосылок для формирования необходимой для деятельности субъектов малого бизнеса среды. В соответствии с поставленными задачами в прог рамму были включены меры по созданию финансовой и базовой инфраструктуры поддержки малых предприятий, информацион ному и кадровому обеспечению, содействию их внешнеэконо мической деятельности, технологической помощи, включая лизинговые операции. Узловым блоком стала программа нормативно-правовой поддержки, ориентированная на приня тие необходимых законодательных актов. Большинство предусмотренных этой программой документов было подго товлено и принято, в их числе Закон «О государственной под держке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 №88-ФЗ. Первая программа была ориентирована на мероприятия фе дерального уровня, обеспечивала формирование базисных эле ментов институционной среды, создание необходимых право вых, финансовых и организационных условий становления мало го бизнеса. Конкретизация этих мер с учетом реальных условий должна была осуществляться на региональном уровне с частич ным финансированием из федерального бюджета. Следует отметить, что эти программы в полном объеме так и не были реализованы. В настоящее время вообще отсутствует какая-либо федераль ная программа поддержки малого предпринимательства, что сви детельствует о недооценке роли малого бизнеса в экономике со стороны государства.

И все же малые предприятия в Российской Федерации имеют определенные льготы, при правильном применении которых можно значительно снизить свои налоговые обязательства. Кро ме льгот по налогообложению существуют льготы, связанные с бухгалтерским учетом и отчетностью, которые позволяют малому предприятию вести более простой бухгалтерский учет по сравне нию со средними и крупными предприятиями. Действующие льготы можно перечислить в следующем по рядке. освобождение от ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль. ускоренная амортизация основных фондов. представление отчетов о налогах один раз в квартал. снижение количества статистических отчетов, которые долж ны представлять малые предприятия в статорганы. сокращенная форма бухгалтерского учета и отчетности и др. В остальном малые предприятия платят налоги так же, как предприятия среднего и крупного бизнеса. К особенностям налогообложения малых предприятий мож но отнести и то, что они могут применять различные системы на логообложения.

Субъекты малого предпринимательства в зависимости от применения системы налогообложения разделены на пять кате горий. Первая категория малых предприятий использует обычный бухгалтерский учет и расчеты с бюджетом осуществляет анало гично средним и крупным предприятиям, применяя при этом не которые налоговые льготы. Вторая категория — юридические лица, ведущие упрощен ный бухгалтерский учет и уплачивающие единый налог. Третья категория (с 01.01.99 г.) — субъекты малого предпри нимательства, осуществляющие деятельность в сферах налично-денежного оборота, — обязаны вести расчеты с бюджетом по еди ному налогу на вмененный доход. Четвертая категория (с 01.01.04 г.) — субъекты малого предпринимательства, функционирующие в различных сферах деятельности, могут использовать одновременно упрощенную систему налогообложения и систему по единому налогу на вме ненный доход.

Пятая категория (01.01.04 г.) — малые сельскохозяйственные предприятия, использующие систему единого сельскохозяй ственного налога. По сути все системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, кроме обычной, являются льготными. Для малых предприятий имеются существенные льготы в об ласти исчисления амортизационных отчислений. Для всех малых предприятий в этой области имеются льготы следующего харак тера. осуществлять ускоренную амортизацию с коэффициентом, равным 2. в первый год эксплуатации новой техники, с момента ее вво да в эксплуатацию, имеют право списать на себестоимость про дукции до 50% первоначальной ее стоимости как амортизацион ные отчисления. На использование этих льгот в области амортизационных от числений имеются следующие ограничения.

срок службы основных производственных фондов (машин и оборудования) должен превышать три года. малые предприятия не должны прекращать свою деятель ность в течение одного года с момента ввода в эксплуатацию то го оборудования, по которому списывается на себестоимость до 50% его стоимости. При использовании льгот в области ускоренной амортизации малые предприятия имеют возможность в первый год приобрете ния и эксплуатации новой техники сроком службы более трех лет списать на себестоимость значительную часть ее стоимости и тем самым ускорить процесс обновления активной части основных производственных фондов. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что отече ственные малые предприятия все же имеют определенные нало говые и другие льготы, что положительно влияет на процесс развития малого бизнеса в нашей стране, но этого явно недоста точно. Необходима более ощутимая и действенная -поддержка в развитии малого бизнеса со стороны государства. В экономической литературе предлагается критерий для оп ределения оценки эффективности государственной и региональ ной поддержки малого предпринимательства, который равен частному отделения доли малых предприятий в ВВП страны (ре гиона) к доле расходов на поддержку малого предприниматель ства в соответствующем бюджете. Согласно этому критерию эф фективная государственная поддержка будет возрастать только в том случае, если с увеличением доли средств, выделяемых из бюджета на поддержку малого предпринимательства, его доля в создании ВВП будет возрастать в большей мере. А если доля вы деляемых средств из бюджета будет снижаться?

Однозначный от вет на этот вопрос отсутствует, что свидетельствует об уязвимости этого критерия. На наш взгляд, оценка эффективности функционирования малого предпринимательства вообще и государственной под держки в частности может быть определена на основе сопостав ления темпов роста ВВП, созданного за счет развития малого предпринимательства (Ттп), с темпами роста численности рабо тающих в малом предпринимательстве (Тч. Если Tввп Тч, то повышается эффективность функциониро вания малого бизнеса, если Тввп Тч — снижается. Развитие малого предпринимательства самым существенным образом влияет на важнейшие экономические показатели как на макро-, так и на региональном уровне. Плановую долю ВВП, соз данного малым бизнесом в целом по Российской Федерации или отдельному региону, можно определить по формуле.

dпл = dотч * (Тмб / Тэк. где dпл – плановая доля ВВП, созданная малым предпринимательством; dотч – доля ВВП, созданная малым бизнесом за отчетный период; Тмб – темп роста выпуска продукции (работ, услуг) малым бизнесом в плановом периоде в целом по Российской Федерации или ре гиону; Тэк – темп роста выпуска продукции (работ, услуг) в целом по Российс кой Федерации или региону в плановом периоде. Индекс производительности труда в малом бизнесе в целом по Российской Федерации или отдельному региону за отчетный или плановый период можно определить по формуле. где Тпт – темп роста производительности труда в малом бизнесе за отчет ный или плановый период; Tv – темп роста выпуска продукции (работ, услуг) в малом бизнесе, за отчетный или плановый период; Тч – темп роста численности работников, занятых в малом бизнесе за отчетный или плановый период. На наш взгляд, на основе данных критериев можно с доста точной точностью судить о правильности проводимой государ ственной или региональной политики в области развития малого бизнеса.

Leave a Reply